гражданское дело по иску прокурора по собакам



№ 2-196/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.03.2011 г.

р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Н.А.,

с участием прокурора Алехиной Т.И.,

при секретаре Жарковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <адрес> <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес>, понуждении к устранению нарушений,

у с т а н о в и л :

<адрес> на основании жалобы жителя р.п. <адрес> ФИО3 была проведена проверка по факту нарушения прав жителей р.п. <адрес> в части непринятия мер по отлову бродячих собак.

Проверкой установлено, что на территории р.п. <адрес> появилось достаточно большое количество безнадзорных собак, которые объединяются в стаи по 3-4 особи, проявляют агрессивность. При этом собаки могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход.

В целях предотвращения потенциального риска причинения животными вреда жизни и (или) здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц прокурор района просил суд признать незаконным бездействие компетентного органа - администрации Первомайского поссовета, выразившееся в непринятии мер по отлову безнадзорных собак, обязать устранить противоправное бездействие.

В судебном заседании представитель стороны истца Алехина Т.И. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнила, что просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непроведении мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес>, понудить компетентный орган к устранению нарушений.

Изначально представитель ответчика <адрес> Павлова Е.В. исковые требования не признала, указывая, что для удовлетворения требований прокурора необходимо обустройство и содержание приютов передержки безнадзорных собак, что требует существенных финансовых затрат, которыми поссовет не располагает. Считает, что финансировать требуемые мероприятия должна администрация <адрес>.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации <адрес> Медведев Ю.П. в судебном заседании указал на отсутствие возможности и необходимости участия администрации <адрес> в разрешении спорных задач, что подробно обосновал анализом законодательной и нормативной базы, содержание которой сводится к возложению полномочий по осуществлению мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории <адрес> именно на органы местного самоуправления.

Представитель ответчика <данные изъяты> Павлова Е.В. разделила позицию представителя администрации <адрес> и суду показала, что поссоветом уже принимаются меры по отлову безнадзорных собак, организации совместно с ветеринарной клиникой <адрес> их вакцинации и стерилизации с целью устранения возможности заболевания их бешенством и бесконтрольного размножения, а также снижения агрессии.

Выслушав стороны, показания привлеченного к участию в деле специалиста - начальника ТОГУ «<данные изъяты> ФИО7, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Поскольку безопасность жизни и (или) здоровья физических лиц, имущества юридических лиц относятся к сфере совокупности интересов общества и государства, следовательно, прокурор имеет полномочия на обращение в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих положений.

Судом установлено, что по информации службы ветеринарии <адрес> по состоянию на начало 2011 года на территории области были зарегистрированы случаи заболевания бешенством среди собак.

Анализируя эпизоотическую обстановку в области, служба ветеринарии <адрес> утвердила неблагоприятный прогноз по заболеванию бешенством на весну 2011 года.

Бешенство - природно-очаговая вирусная инфекция животных и человека, распространенная преимущество среди млекопитающих семейства собачьих и передающаяся от них, как правило, через укус и реже путем ослюнения.

Появлению симптомов бешенства у собак предшествует скрытый (инкубационный) период. Его продолжительность от 14 суток до 3 месяцев. У зараженных бешенством собак вирус оказывается в слюне за 8-10 суток и до появления клинических признаков. В этот период животное уже опасно.

У человека болезнь характеризуется судорогами глоточной и дыхательной мускулатуры, которые в последующем сменяются параличами, приводящими к смерти. Судороги возникают при малейших внешних раздражителях (яркий свет, шум, движение воздуха, сотрясение и др.). Особенно характерен такой симптом, как водобоязнь, выражающийся в спазме гортани при звуке или виде льющейся воды. При нарастании возбуждения больные становятся агрессивными, мечутся в постели. Стадия возбуждения затем сменяется параличом, который и приводит к смерти больного.

Болезнь, если ее развитие не было предотвращено прививками, всегда заканчивается смертью. Это обстоятельство определяет важность и ответственность борьбы с источниками заражения этой болезнью и обязательность специфической профилактики заболевания людей, укушенных бешенными или подозрительными животными.

Действительность изложенного подтвердил специалист ФИО7

В соответствии с частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Судом установлено, что на территории р.п. <адрес> появилось достаточно большое количество безнадзорных собак, которые объединяются в стаи по 3-4 особи, проявляют агрессивность. При этом собаки могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход.

Согласно приказу Минсельхоза России от 17.05.2005 № 81 «Об утверждении Перечня карантинных и особо опасных болезней животных» заболевание животных бешенством отнесено к особо опасным болезням животных.

В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.04-95» ситуация, при которой на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений, является биолого-социальной чрезвычайной ситуацией.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт «г»), производится органами местного самоуправления, которые самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «д»), организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении (пункт «е»).

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения и положениями части 1 статьи 14 и части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Действительно, в соответствии с частью 2 статьи 3, статьями 17,19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», разделами 4, 5 Санитарных и ветеринарных правил, а также положениями постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 и Правил содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах Тамбовской области, утвержденных постановлением Тамбовской областной Думы от 29.02.2000 №563, сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их подведомственных учреждений, осуществляемым самостоятельно за счет средств регионального бюджета проведение специальных ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.2010 № 356-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает осуществление предусмотренных

ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных в случае установления ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Изложенное при отсутствии обстоятельств выявления очага заразных болезней животных и необходимости установления ограничительных мероприятий (карантина) были реализованы путем утверждения Постановлением Тамбовской областной Думы от 29 февраля 2000 г. N 563 Правил содержания домашних животных в городах и других населенных пунктах Тамбовской области, постановлением администрации Тамбовской области от 26 марта 2003 г. N 199 - Комплексного плана мероприятий по предупреждению распространения бешенства на территории области.

Данными нормами определено, что проведение мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак и кошек на территориях рынков, свалок, площадок для мусора и других отходов, недопущению возможности проникновения животных в подвалы, на чердаки и в другие нежилые помещения, возложено на органы местного самоуправления.

Таким образом, имеющиеся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия в рассматриваемом случае были реализованы, ввиду чего суд находит исковые требования, предъявленные к администрации <адрес>, не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 1, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) и пунктом 3.1.4 ГОСТ Р 22.0.04-95 обеспечение биолого-социальной безопасности достигается проведением соответствующего комплекса организационно-хозяйственных (организационных, технических и административных) мероприятий, а также специальных медико-санитарных и ветеринарных мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных инфекционными заболеваниями.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову.

Как показаниями лиц, участвующих в деле, так и письменными материалами дела подтверждается, что никаких мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес> в нарушение вышеприведенных положений органами местного самоуправления на дату обращения в суд с настоящим иском не предпринималось, что создавало риск причинения животными вреда жизни и (или) здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц.

Таким образом, исковые требования, предъявленные к Первомайскому поссовету <адрес>, подлежат удовлетворению.

Следует отметить, что из согласованных показаний лиц, участвующих в деле, следует, что в настоящее время совместными усилиями Первомайского поссовета, ТОГУ «<данные изъяты>», а также с помощью Управления ветеринарии <адрес> принимаются меры по установлению порядка отлова, вакцинации, стерилизации безнадзорных животных с целью предупреждения болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, что свидетельствует о действенности предпринятых мер прокурорского реагирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> поссовета <адрес>, выразившееся в непроведении мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> поссовета <адрес> провести мероприятия по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по предупреждению скопления безнадзорных собак на территории р.п. <адрес>, понуждении к устранению нарушений, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Первомайский районный суд <адрес>.

Председательствующий Тюрина Н.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ