Наумов досрочная пенсия



                                                                                                                                                                                  

                                                      

                                                                                             № 2-1255/2011

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07.07.2011 г.        р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Тюриной Н.А.,

при секретаре                Жарковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумова В.В. к ГУ - УПФ РФ в <адрес> о включении периода в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Наумов В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный стаж не был включен период службы истца в армии в составе ПВ (пограничных войск) КГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который, по его мнению, должен быть зачтен в специальный стаж в кратном исчислении (1 за 2). Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец просил суд включить спорный период в стаж работы, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить ему трудовую пенсию по старости с даты обращения в ГУ - УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истец Наумов В.В. поддержал исковые требования по обстоятельствам, подробно изложенным в исковом заявлении. Кроме того, дополнил, что войска, в которых он проходил службу, особого назначения и офицерскому составу данная выслуга засчитывается в кратном размере.

Представитель ГУ- УПФР в <адрес> Муратова И.Н. исковые требования не признала, представив в адрес суда возражения в письменном виде, озвучив их в судебном заседании, из которых следует, что отказ в назначении истцу пенсии Муратова, подробно обосновывая свои доводы законодательной и нормативной базой, находит законным ввиду отсутствия у Наумова специального стажа на соответствующих видах работ, считая, что служба в армии не подлежит включению в него, тем более в кратном размере. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Наумов В.В.. обратился в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано.

Согласно протоколу решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа в назначении пенсии истцу послужило то обстоятельство, что в специальный стаж, дающий обратившемуся право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не был засчитан период службы истца в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец с принятым решением комиссии не согласен, полагает, что его стаж на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, достаточен для назначения досрочной пенсии.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» несогласие гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе судебного разбирательства судом в соответствии с вышеназванными положениями, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, было установлено следующее.

Из трудовой книжки истца, его военного билета и справочной информации отдела ВКТО по Первомайскому и <адрес>м военного комиссариата <адрес> следует, что Наумов В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно проходил военную службу по призыву в рядах ВС РФ в ПВ КГБ, куда он был призван в период его работы в должности тренера-преподавателя Первомайской ДЮСШ, ввиду чего - уволен с занимаемой должности.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в действ. ред.) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 ст. 27 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При регулировании вышеназванных положений Закона действует постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781 (с изм.) «О списках (далее Список) работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил (далее Правила) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным, действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов службы в армии.

Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения ибыть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, ввиду чего указано, что приобретённые гражданином до 1 января 2002 года пенсионные права, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, учитываются по нормам ранее действовавшего законодательства. Иными словами, в случае, если в период времени работы гражданина действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а на день возникновения указанного права такое законодательство отсутствует, то возможно применение законодательства, действующего на момент выполнения работы.

В спорный период времени вплоть до 1993 года действовали нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное названным постановлением, согласно пп. «г» п. 1 и п. 4 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, если 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На момент обращения в компетентный орган за назначением пенсии педагогический стаж истица, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составил более 2\3 стажа требуемого для назначения пенсии даже без учета спорного периода. Ввиду чего период службы истца в армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Приходя к подобным выводам, суд, принимая во внимание вышеприведенные нормы ныне действующего и ранее действовавшего законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что для применения положений ранее действующего законодательства необходимым условием является факт полной выработки истцом требуемого стажа на момент введения нового правового регулирования, ввиду отсутствия соответствующим образом закрепленного подобного условия.

Что касается требований истца о зачете периода его службы в армии в кратном размере, то суд исходит из следующих положений.

Трудовые пенсии по старости, в том числе досрочные, в связи с осуществлением лицами педагогической деятельности в учреждении для детей назначаются в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

В период прохождения истцом службы в армии действовали нормы Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях".

Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществлялось и осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанные законы.

Указанные законы являются специальными (п. 8 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 г.), которыми устанавливались и устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.

Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положения которого просит применить истец, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, и является общим законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (определение Конституционного Суда РФ от 03.12.1998г. № 182-0) в случае конкуренции специального и общего законов, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы специального закона.

Следовательно, при разрешении спора об исчислении стажа педагогической работы должны применяться нормы законодательства о пенсиях.

В содержании Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", действующего по состоянию на период времени, когда истец проходил службу в армии, положений о зачете периода прохождения военной службы по призыву в педагогический стаж работы в кратном исчислении не содержалось.

Следует отметить, что в период службы истца в армии Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» еще не был издан и не действовал, а потому его положения применению к рассматриваемым правоотношениям вовсе не подлежат.

Более того, даже на момент принятия ФЗ «О статусе военнослужащих» (1 января 1998 года) действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями), в соответствии с которым определялись виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и специальный трудовой стаж.

Согласно абз. 2 ст. 88 вышеуказанного Закона с учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).

В соответствии со ст. 94 Закона (наименование статьи - «льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж») при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, военная служба по призыву исчисляется в льготном порядке: в двойном размере.

То есть, данный порядок распространял свое действие только при подсчете трудового стажа.

Пенсия же педагогическим работникам назначалась в соответствии со ст. 80 Закона № 340-1 как пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).

Следовательно, как по ранее действующему пенсионному законодательству, так и по нормам действующего пенсионного законодательства период прохождения военной службы по призыву в педагогический стаж работы в кратном исчислении (1 день службы за 2 дня работы) не включается. При этом обстоятельства прохождения службы в ПВ КГБ, как, по мнению истца, спецвойсках, на выводы суда не влияют.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о применении кратности включения периода прохождения службы в армии в спорный стаж не имеется.

Наличие у истца стажа осуществления им педагогической деятельности в учреждениях для детей в количестве 21 год 01 мес. 20 дней без учета спорного периода компетентным органом не оспаривается.

Таким образом, суммарный льготный стаж истца после включения спорного периода без применения кратности составляет 23 года 29 дней, то есть менее требующихся 25 лет, требующихся для назначения досрочной пенсии, и не дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Следовательно, исковые требования Наумова о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

     Р Е Ш И Л :

Включить Наумову В.В. в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, период прохождения им службы в Советской Армии в составе ПВ (пограничных войск) КГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении.

В удовлетворении исковых требований Наумова В.В. к ГУ - УПФР в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Первомайский районный суд.

Председательствующий                                       Н.А. Тюрина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ