Ярыгина пенсия



                                                                                                № 2-1508/2011

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15.09.2011 г.

р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи         Тюриной Н.А.,

при секретаре                           Жарковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярыгиной Г.А. к ГУ – УПФ РФ в <адрес> о включении трудового периода в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Ярыгина Г.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в исковом заявлении и пояснив в судебном заседании, что она имеет необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение ей пенсии по старости.

Кроме прочих периоды ее работы включают период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - 2 года 4 месяца 23 дня - в должности воспитателя детского сада Ошского городского отдела народного образования <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ярыгина Г..А. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, представив все необходимые документы для ее оформления. По результатам заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ в <адрес> в назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду того, что ответчик не засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанный период работы истицы.

Отказ мотивирован тем, что спорный период работы истицы не подтвержден уточняющей справкой работодателя, в имеющихся документах не прослеживается ее полная занятость.

Ярыгина Г.А. и ее представитель ФИО3, ссылаясь на однозначность содержания трудовой книжки истицы, полагают, что оснований для представления компетентному органу дополнительно к имеющимся документам уточняющих справок не имеется; доказательств отсутствия полной занятости стороной ответчика не представлены, подтверждения данному обстоятельству не требуется.

Полагают, что права истицы на получение льготной пенсии нарушены, просят суд включить в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, вышеназванный спорный период и назначить ей трудовую пенсию по старости с даты обращения в ГУ - УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии.

Представитель ГУ- УПФР Муратова И.Н. исковые требования не признала, представив в адрес суда возражения в письменном виде, озвучив их в судебном заседании, из которых следует, что отказ в назначении истице пенсии Муратова, подробно обосновывая свои доводы анализом законодательной и нормативной базы, находит законным ввиду отсутствия оснований для включения спорных периодов работы истицы в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Ответчиком не оспаривается педагогический стаж работы истицы, в совокупности составляющий 22 года 07 месяцев 12 дней.

Как следует из трудовой книжки истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности воспитателя детского сада Ошского городского отдела народного образования <адрес>.

Во включении указанного периода работы истицы в специальный стаж ей было отказано, правомерность чего она оспаривает.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» несогласие гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В ходе судебного разбирательства судом в соответствии с вышеназванными положениями, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, было установлено следующее.

В соответствии с в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В абз.1 п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

    Указанные Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - стаж работы), в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 Правил).

    В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном указанными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список). При этом, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность «воспитатель», а п. 1.8 раздела «наименование учреждений» Списка предусмотрены такие дошкольные образовательные учреждения, как детские сады всех наименований.

Согласно п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Следовательно, исходя из приведенных выше норм, поскольку спорный период работы выполнялся истицей до 1 сентября 2000 г., то при отсутствии иных препятствующих тому обстоятельств он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение по старости в связи с педагогической деятельностью независимо от условия выполнения в этот период нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, предусмотрена обязанность по представлению документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.

Обязанность по подтверждению стажа на соответствующих видах работ уточняющей справкой была предусмотрена пунктом 23 Постановления Госкомтруда СССР от 12 сентября 1990 г. № 369/16-52 «Об утверждении положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», а также Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190) только при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.

Судом установлено, что должность и учреждение, в которых работала истица в спорный период, четко и конкретно сформулированы и отраженны в ее трудовой книжке AT-I № 7405803, выданной 11.08.1977 Первомайским заводом «Химмаш» (записи №№ 13, 14, 15), не содержат разночтений с формулировками, предусмотренными законом и нормативными правовыми актами и не влекут возможности неоднозначного толкования. Кроме того, данные записи в трудовой книжке за спорный период подтверждаются аналогичными сведениями, содержащимися в архивных справках № 307 от 03.06.2011 г. и № 288 от 15.06.2009 г. Ошского городского государственного архива Кыргызской Республики.

При таких обстоятельствах отсутствие уточняющей справки не может являться препятствием для реализации гражданином его пенсионных прав.

Здесь следует отметить, что обстоятельство отсутствия в указанной последней архивной справке сведений о суммах уплаченной истице заработной платы за 1990 г. не свидетельствует о невыполнении ею работы в спорной должности и отсутствии ее занятости, поскольку указанные обстоятельства оговорены содержащемся в той же справке разъяснением о том, что в архив на хранение не поступали ведомости по начислению заработной платы всех рабочих и служащих за 1990 г. Обстоятельств нахождения истицы в 1990 г. в длительных отпусках, в том числе без сохранения заработной платы, не могли иметь место, поскольку истица в спорный период еще не имела установленной законом выработки, предоставляющей соответствующие права (что прямо регламентировалось КЗоТ); также истица не находилась в декретных отпусках, поскольку дети истицы рождены и достигли возраста трех лет в иные периоды. Более того, в трудовой книжке истицы и архивной справке имеются сведения об издании приказа о ее переводе на постоянную работу именно в 1990 г., что дополнительно подтверждает обстоятельство ее занятости в указанный период. Сведений же об увольнении истицы с занимаемой должности либо переводе в иное учреждение, а затем обратно в ее трудовой книжке и архивной справке отсутствуют. Что касается обстоятельства неначисления заработной платы за январь 1992 г. (согласно содержанию архивной справки), то данная заработная плата (что следует из того же документа) была выплачена в феврале 1992 г., то есть уже после прекращения трудовых отношений.

Кроме того, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении настоящего дела являются вопросы разграничения законодательных актов РФ и <адрес>, касающиеся периода после 12 декабря 1991 г., когда в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другими нормативными актами предусматривается право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (ст.ст. 1, 3, 10, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.ст. 7, 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения (в числе которых относится и <адрес>) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года. После указанной даты вопросы о включении периодов работы лица на территории государств-участников Соглашения должны разрешаться исходя из выполненных условий уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.

Поскольку спорный период работы истицы не затрагивает период после 13 марта 1992 года, то, с учетом выше проанализированных обстоятельств, он подлежит включению в стаж работы, дающий Ярыгиной право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суммарное выражение установленного судом специального стажа истицы и неоспариваемых компетентным органом как подлежащих включению в специальный стаж периодов ее работы составляет более требующихся по закону.

При таких обстоятельствах, учитывая необходимость соблюдения прав граждан Российской Федерации, гарантированных ст. 39 Конституции Российской Федерации, суд находит требования Ярыгиной о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истица обратилась в ГУ – УПФ РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, пенсия подлежит назначению истице именно с указанной даты.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых положения ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относят и государственную пошлину.

Следовательно, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л :

          Исковые требования Ярыгиной Г.А. удовлетворить.

Включить Ярыгиной Г.А. в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада Ошского городского отдела народного образования <адрес>.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Ярыгиной Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Ярыгиной Г.А. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Первомайский районный суд.

Председательствующий                                            Н.А. Тюрина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ