№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24.11.2011 г.
р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
с участием прокурора Казюлиной Е.Н.,
при секретаре Жарковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельского <адрес> по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, понуждении к устранению нарушений,
у с т а н о в и л :
Прокуратурой <адрес> в связи с организацией ДД.ММ.ГГГГ проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления на территории <адрес>, в том числе - здания <адрес> сельского дома культуры, являющегося филиалом МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры», расположенного на территории <адрес> сельского Совета <адрес> в <адрес>, где планируется размещение участка для голосования №.
Проверкой установлено, что в указанном здании отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Бездействие учредителя вышеназванного МБУ - Старокленского сельского Совета, выразившееся в необеспечении мер по пожарной безопасности, что ставит под угрозу срыва проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на данном участке, прокурор <адрес> просит признать незаконным, и обязать указанный сельский Совет устранить в срок до дня голосования имеющие место нарушения противопожарной безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Казюлина Е.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель <адрес> сельского <адрес> – глава сельского Совета Моргунов В.Н. подтвердил действительность доводов, изложенных в заявлении прокурора, обязался в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить имеющиеся нарушения.
Позицию и доводы Моргунова В.Н.. поддержала представитель третьего лица МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры».
Представитель ТО ГПН по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований, что отразил в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции РФ принят Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности. В соответствии с указанным законодательством пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Из п. 10 Приказа № 313 следует, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Разрешая требования, заявленные компетентным органом, суд исходит из следующих положений.
Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.) установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, кроме прочего, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в числе иных также организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В статье 21 указанной нормы отражено, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, компетентным органом по обеспечению пожарной безопасности населения сельских населенных пунктов на территории <адрес> сельского Совета <адрес> является <адрес> сельский Совет <адрес>.
В силу положений абз. 3 ч. 2 ст. 48, ст. 210 ГК РФ <адрес> сельский Совет <адрес>, являющийся учредителем МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры», филиалом которого, в свою очередь, является <адрес> сельский дом культуры, как собственник несет бремя содержания данного имущества в надлежащем состоянии, пригодном для эксплуатации.
В соответствии с п. 16 ст. 20 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Судом установлено, что в силу вышеуказанных положений <адрес> сельский Совет <адрес> предоставил помещение <адрес> СДК для работы участковой избирательной комиссии выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке №, что повлечет массовое скопление населения.
В целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, независимо от форм собственности.
Так, из п. 8 Приложения Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (НПБ 110-03) следует, что здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади и этажности.
В п. 16 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03» определено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов» при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» установлены нормы требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Однако, в здании <адрес> сельского дома культуры филиала МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры», вопреки вышеприведенным положениям и в нарушение обязательств собственника здания, автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях не имеется, что подтверждено как пояснениями должностного лица сельского Совета, так и материалами прокурорской проверки.
Бездействие администрации сельского Совета по осуществлению мер пожарной безопасности признается судом незаконным, поскольку оно создает угрозу защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Допущенные нарушения подлежат устранению. Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского Совета <адрес> по устранению нарушений Правил пожарной безопасности в здании <адрес> сельского дома культуры филиала МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры».
Обязать администрацию <адрес> сельского Совета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения противопожарной безопасности в здании <адрес> сельского дома культуры филиала МБУ «<адрес> центральный сельский дом культуры» путем установления автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через районный суд в течение 10 суток после вынесения.
Председательствующий Тюрина Н.А.