№ 2-1619/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08.12.2011 г.
р.п. Первомайский Первомайского района Тамбовской области
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Тюриной Н.А.,
с участие адвоката Михиной Е.Б.,
при секретаре Жарковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзиной Т.П. к Управлению труда и социального развития <адрес>, администрации <адрес> о признании необоснованным решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны, признании права на предоставление указанных социальных гарантий, обязании к выдаче сертификата на улучшение жилищных условий,
у с т а н о в и л :
Мурзина Т.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в исковом заявлении, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем на основании постановления администрации Первомайского поссовета <адрес> от 2 марта 2011 года № 57 «О постановке на учет на улучшение жилищных условий» была принята на учет на улучшение жилищных условий.
Письмом Управления труда и социального развития <адрес> от 22 сентября 2011 года Мурзина Т.П. была уведомлена о том, что на основании решения от 12 сентября 2011 года (протокол № 21) межведомственной комиссий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Управления труда и социального развития <адрес>, принятого по результатам рассмотрения ее учетного дела в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном администрацией <адрес>, ей отказано в предоставлении мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Решение мотивировано тем обстоятельством, что Мурзина Т.П. намеренно ухудшила свои жилищные условия, а именно отказалась от своей доли наследства в виде жилого помещения, в котором проживает в пользу своего сына; живет с его семьей в квартире общей площадью <данные изъяты>., где при учетной норме – <данные изъяты>. на каждого человека приходится <данные изъяты> без учета жены сына, которая, имя в собственности 2 квартиры, зарегистрировалась в дом, где проживает истица, 06.05.2011 г.
Истица считает указанное решение необоснованным, просит восстановить ее права на получение спорных социальных гарантий.
Указывает, что дом, в котором она проживает, принадлежит ее сыну Мурзину А.П. и приобретен им в порядке наследования по закону после смерти отца, мужа истицы ФИО3, умершего 16 февраля 2002 года. Истица действительно не оформляла своих наследственных прав после смерти мужа, что, однако, было обусловлено тяжелым состоянием ее здоровья, но не было направлено на преднамеренное ухудшение ее жилищных условий и произошло задолго до издания Президентом РФ Указа от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Кроме истицы в доме зарегистрированы по месту жительства и проживают собственник дома – сын истицы Мурзин А.П. и члены его семьи: супруга ФИО5, дочь ФИО6 и сын ФИО7 С указанными лицами истица общего хозяйства не ведет, имеет отдельный бюджет, отдельно приобретает продукты питания, проживает в доме на основании договоров найма, заключаемых с собственником, то есть фактически членом семьи своего сына Мурзина А.П. не является. Нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма истица не является, в собственности жилья не имеет. Полагает, что количество жилых помещений, принадлежащих ФИО5, - жене сына истицы никакого правового значения не имеет.
В судебное заседание истец Мурзина Т.П. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителей адвоката Михиной Е.Б. и Мурзина А.П.
Представители истицы в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Мурзин А.П. дополнил, что он и члены его семьи – жена и дети переехали жить в дом родителей после смерти отца в 2002 г., так как у отца оставались ульи, за которыми был необходим уход, что приносит доход семье. Мать ведет отдельное хозяйство, получает достойную пенсию, на которую приобретает нужные ей продукты питания и все необходимое, она сама себя обслуживает, готовит себе, убирает за собой. Мать заключила с ним договор найма жилого помещения, по которому производит ему оплату. Жилое помещение, в котором проживают он, члены его семьи и его мать, не имеет удобств, в связи с чем мать испытывает некоторые неудобства, ей необходимо жилое помещение с удобствами, чего он ей обеспечить не может. У его супруги действительно имеются в собственности две квартиры, однако она зарегистрировалась по месту своего действительного жительства, что не было направлено на ухудшение жилищных условий его матери.
Представитель ответчика администрации <адрес> Петров М.К. присутствовавший в судебном заседании, представитель привлеченного к участию в деле исходя из характера спорных правоотношений в качестве соответчика Управления труда и социального развития <адрес>, который в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признали, обосновывая свои доводы преднамеренным ухудшением Мурзиной Т.П. ее жилищных условий обстоятельствами отказа ее от принятия наследства на причитающуюся ей долю дома, в котором она проживает; ее действиями по заключению договоров найма жилого помещения с сыном, с которым она проживает одной семьей; регистрацией в доме жены ее сына, имеющей в собственности 2 квартиры, а также – достаточности площади, приходящейся на каждого пользователя жилым помещением, исходя из установленной учетной нормы в размере <данные изъяты>. без учета супруги сына истицы.
Представитель третьего лица по делу Первомайского поссовета <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания допрошенных свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах» (с изм. и доп.) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Аналогичные положения по предоставлению жилых помещений членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны предусмотрены <адрес> от 31 марта 2009 года № 511-З «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
В <адрес> порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентирован Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением администрации <адрес> от 25 января 2010 № 54. В силу данного Положения учетные дела граждан, имеющих право на указанную социальную поддержку по обеспечению жильем, рассматриваются межведомственной комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, состав которой утверждается приказом Управления труда и социального развития <адрес>, по результатам рассмотрения которых комиссия принимает решение о предоставлении гражданину мер социальной поддержки по обеспечению жильем и выдаче сертификата, либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем и о возвращении учетного дела в орган местного самоуправления.
В силу содержания п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, определенные федеральным законом, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные положения содержаться в ст. <адрес> от 20 июля 2005 г. N 342-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в <адрес>".
Судом установлено, что Мурзина Т.П. <данные изъяты> года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим удостоверением серия А № 405004 от 3 ноября 2004 года.
Согласно содержанию учетного дела истицы она была принята на учет на улучшение жилищных условий как вдова инвалида Великой Отечественной войны постановлением администрации Первомайского поссовета <адрес> «О постановке на учет на улучшение жилищных условий» от 2 марта 2011 года № 57.
На заседании районной комиссии администрации <адрес> по рассмотрению учетных дел ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по оказанию материальной помощи на улучшение жилищных условий 25 мая 2011 года было рассмотрено сообщение правового отдела администрации <адрес> о правомерности постановки Первомайским поселковым Советом Мурзиной Т.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам рассмотрения сообщения Первомайскому поселковому Совету было рекомендовано повторно на жилищной комиссии рассмотреть учетное дело Мурзиной Т.П. на предмет правомерности постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (протокол № 7).
23 июня 2011 года на заседании жилищной комиссии администрации Первомайского поссовета, рассмотрев указанные рекомендации районной комиссии, решением Первомайского поселкового Совета народных депутатов <адрес> от 26.12.2006 года № 175 было решено оставить Мурзину Т.П. как вдову инвалида Великой Отечественной войны на учете на улучшение жилищных условий (протокол № 1).
1 августа 2011 года учетное дело по вопросу улучшения жилищных условий Мурзиной Т.П. было рассмотрено администрацией <адрес> и направлено в Управление труда и социального развития <адрес> для принятия окончательного решения.
Решением от 12.09.2011 г. (протокол № 21) межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Управления труда и социального развития <адрес>, представленным в материалах дела Мурзиной Т.П. отказано в предоставлении мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Отказ мотивирован обстоятельствами отказа Мурзиной Т.П. от принятия причитающейся ей доли наследственного имущества после смерти мужа в пользу ее сына; проживание с семьей сына (5 человек) в квартире общей площадью <данные изъяты>., где жена сына, имеющая в собственности 2 квартиры, зарегистрировалась 06.05.2011 г.
Приведенные основания для отказа совпадают с отраженной в сопроводительном документе от 05.07.2011 г. позицией районной комиссии <адрес> по подготовке предложений по улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г. или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверяя обоснованность оспариваемых истицей выводов компетентного органа, судом установлено следующее.
Мурзина Т.П. зарегистрирована по месту жительства и проживает в жилом доме № 7 пе<адрес> р.<адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, жилой площадью <данные изъяты>., принадлежащем ее сыну Мурзину А.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону после смерти отца ФИО3 в том числе ввиду отказа жены наследодателя Мурзиной Т.П. от причитающейся ей ? доли наследственного имущества. В подтверждение права пользования истицей жилым домом сына первой с последним заключаются договоры найма жилого помещения. Как следует из справки администрации Первомайского поссовета <адрес> от 3 октября 2011 года № 2202 также в указанном доме зарегистрированы и проживают с 2002 года сын истицы Мурзин А.П. и члены его семьи: дочь ФИО6, сын ФИО7, жена ФИО5 Последняя зарегистрирована в данном доме 06.05.2011 г., остальные – в 20.09.2005 г. Согласно выписке из ЕГРП, представленной Управлением Росреестра, ФИО5 действительно имеет в собственности 2 квартиры в <адрес>.
Вместе с тем, суд находит, что приведенные обстоятельства не свидетельствуют о том, что истица сознательно, намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Так, отказ истицы от реализации ею наследственных прав после смерти супруга имело место до издания Президентом РФ Указа от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым было предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах», чего ФИО39 предвидеть не могла.
Более того, с даты отказа истицы от принятия наследства (2002 г.), а также вселения и регистрации в доме сына и его детей (2002 г. и 2005 г. соответственно) до даты ее обращения в компетентные органы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (2011 г.) истекло более отведенных ст. 53 ЖК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 342-З пяти лет.
В ходе судебного разбирательства стороной истца были представлены доказательства проживания ФИО5 в доме супруга с 2002 г., то есть с даты вселения в дом всех членов ее семьи, что является реализацией ее конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Положениями Российского законодательства не предусмотрена обязанность проживания граждан только в жилых помещениях, право собственности на которые у них имеется. Регистрация же указанного лица по данному месту жительства в 2011 г. основаны на соответствующей обязанности, определенной в положениях Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Соответственно, данные действия не могут быть признаны незаконными и направленными на намеренное ухудшение жилищных условий истицы.
Действительно, решением Первомайского поселкового Совета народных депутатов <адрес> № 175 от ДД.ММ.ГГГГ была установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 14 кв.м. общей площади на 1 человека. Судом установлено, что норма жилой площади в жилом доме, где в настоящее время проживает истица, на нее и каждого из проживающих в жилом доме (как включая ФИО5, что обусловлено вышеизложенными выводами суда, так и исключая ее) составляет менее обозначенной учетной нормы жилой площади (соответственно 12,9 кв.м., 10,32 кв.м.).
Так, судом проанализировано содержание технической документации, свидетельства о праве на наследство и выписки из ЕГРП на жилой дом, в котором проживает истица, и обнаружено допущение в правоустанавливающих документах технической описки в указании общей площади дома, - данный параметр приведен по внешнему обмеру как 61,6 кв.м., тогда как общая площадь дома, значимая для регистрации права и разрешения спорных правоотношений, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 ЖК РФ определяется по площади всех частей помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, что составляет 51,6 кв.м., что верно отмечено в акте обследования жилищных условий вдовы инвалида ВОВ, представленном в учетном деле, однако, членами комиссии во внимание не принято, значимые для правильного разрешения поставленного вопроса данные не перепроверены, противоречия не устранены.
Согласно правоприменительным положениям п. 11, п. 25 постановления Пленума верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих интересов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что сын истицы с семьей ранее проживал обособленно от родителей, после приобретения права на дом поселился в занимаемое истицей помещение, в настоящее время истица занимает в доме сына отдельную комнату, получает достаточную для независимого существования пенсию, которой распоряжается по своему усмотрению, питается обособленно от сына и членов его семьи, что кроме показаний стороны ФИО11 подтверждается показаниями допрошенных свидетелей. Таким образом, в рассматриваемом случае имею место две отдельные семьи.
При этом обстоятельства осуществления бытового ухода за истицей со стороны сына (закупка продовольствия, купание и пр.) основано на общечеловеческих взаимоотношениях, что соответствует положениям ст. 38 Конституции РФ, ст. 87 СК РФ, пенсионного законодательства (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"), которыми предусмотрена необходимость ухода за лицами, достигшими возраста 80 лет (истице 84 года), заботы о них.
Здесь следует отметить, что приведенные и какие-либо иные нормы, вопреки доводам представителя администрации <адрес>, не устанавливают обязанности детей обеспечивать престарелых родителей жилыми помещениями, более того, с аннулированием права последних на получение социальных гарантий.
Нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма истица не является, в собственности жилья не имеет.
В жилом доме, в котором проживает истица, согласно технической документации, удобств не имеется (отсутствует ванная и туалетная комнаты с соответствующими коммуникациями).
При таких обстоятельствах суд находит, что истица верно была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на предоставление мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; решение же от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 21) межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Управления труда и социального развития <адрес> об отказе ФИО1 в предоставлении мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны не является обоснованным.
Управление труда и социального развития <адрес> обязано предоставить ФИО1 социальную выплату на улучшение жилищных условий в форме, определенной законом субъекта.
Поскольку, как было установлено в ходе судебного разбирательства, вопрос о наделении соответствующими правами находится в ведении и предопределяется совокупными действиями жилищной комиссии администрации Первомайского поссовета, районной комиссии <адрес> по подготовке предложений по улучшению жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ или не вставших на учет, но нуждающихся в улучшении жилищных условий (администрация <адрес>), межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны (Управление труда и социального развития <адрес>). Препятствия в реализации прав истицы имеют место как со стороны межведомственной комиссии непосредственно, так и со стороны районной комиссии опосредованно, а потому, вопреки позиции представителя администрации <адрес>, исковые требования удовлетворяются к обоим заявленным ответчикам.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мурзиной Т.П. к Управлению труда и социального развития <адрес>, администрации <адрес> о признании необоснованным решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны, признании права на предоставление указанных социальных гарантий, обязании к выдаче сертификата на улучшение жилищных условий, удовлетворить.
Признать необоснованным решение от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 21) межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Управления труда и социального развития <адрес> об отказе Мурзиной Т.П. в предоставлении мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны.
Признать за Мурзиной Т.П. право на предоставление мер социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как вдове инвалида Великой Отечественной войны.
Обязать Управление труда и социального развития <адрес> предоставить Мурзиной Т.П. сертификат на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий как вдове инвалида Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда через Первомайский районный суд.
Председательствующий Тюрина Н.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ