о взыскании компенсационных выплат



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы

в составе: председательствующего судьи Окуневой Л.А.,

при секретаре Харчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску К.Г.И. к ООО СКМ «Энергосервис» о взыскании компенсационных выплат и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

К.Г.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что с апреля 2009 года по май 2010 года работала в ООО СКМ «Энергосервис» в должности финансового директора. 12 мая 2010 года она была уволена по сокращению штата работников организации по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. При расчете при увольнении ей было выплачено пособие в размере среднемесячной заработной платы в сумме 49963,41 руб. однако, кроме выходного пособия ответчик должен ей выплатить компенсацию в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка, что составляет 149890 руб. (49963,41 руб.х 3) в соответствии с п. 5.9 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы», принятого Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 2 июня 2007 года в целях, обеспечивающих трудовые права и законные интересы работников этой отрасли. В связи с тем, что в СКМ «Энергосервис» отсутствует коллективный договор, «Отраслевое тарифное соглашение…» имеет прямое действие (п.1.7 соглашения).

К.Г.И. просит взыскать с ООО СКМ «Энергосервис» компенсационные выплаты в размере 149890 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В судебном заседании истица К.Г.И. поддержала свои исковые требования, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснила, что в Положениях об оплате труда в ООО СКМ «Энергосервис» за 2008г. и 2009г. имеется ссылка на Отраслевое тарифное соглашение, а именно, что минимальная ставка месячного тарифного оклада не может быть ниже установленного минимума отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 годы, что свидетельствует о распространении действия данного соглашения на ООО СКМ «Энергосервис».

Представитель ответчика ООО СКМ «Энергосервис» Ермакова М.Ю., действующая на основании доверенности от 5 февраля 2010 года, иск не признала и пояснила, что Отраслевое тарифное соглашение, на которое ссылается истица, на ООО СКМ «Энергосервис» не распространяется. Оно было заключено 22 июня 2007 года, зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 5 сентября 2007 года, письмо о присоединении к данному соглашению было опубликовано в «Российской газете» 19 декабря 2007 года, в то время как ООО СКМ «Энергосервис» в указанное время как юридическое лицо еще не существовало, оно было зарегистрировано только 10 января 2008 года, то есть после опубликования письма. Кроме того, на момент создания Общества оно не относилось к организациям жилищно-коммунального хозяйства, поскольку основным видом деятельности юридического лица являлось «управление недвижимым имуществом». Положениями п. 10.4 ОТС устанавливается право организаций, на которые не распространяются нормы данного Соглашения, на присоединение к нему, в связи с чем в территориальный реестр участников данного ОТС вносятся соответствующие сведения. Писем о присоединении к данному Соглашению ООО СКМ «Энергосервис» не направляло, в реестре участников ОТС не состоит.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что К.Г.И. работала в ООО СКМ «Энергосервис» с 8 апреля 2009 года по 12 мая 2010 года в должности финансового директора, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно приказу № 43-к от 11 мая 2010г. она была уволена с занимаемой должности по сокращению штата работников организации по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.

22 июня 2007 года между Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (далее ОТС).

В соответствии со ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 декабря 2007г. № 389-ТГ работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему. Данное письмо было опубликовано в «Российской газете» 19 декабря 2007г.

В соответствии с п.1.6 ОТС действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (Приложение N 1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением.

В приложении №1 к ОТС закреплен перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, к которым относятся организации коммунального водоснабжения и водоотведения, коммунального электроснабжения; коммунального теплоснабжения; по эксплуатации газового хозяйства; подрядные и другие организации, оказывающие слуги в сфере жилищного хозяйства; многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства; управляющие организации; организации лифтового хозяйства; по озеленению городов; по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства; ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда; специализированные комбинаты радиационной безопасности "Радон"; мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы; мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения ТБО; организации по механизированной уборке и санитарной очистке поселений; организации ритуального обслуживания, в т.ч. организации похоронного дела; организации банно-прачечного хозяйства; организации гостиничного хозяйства; прочие организации жизнеобеспечения населения.

В соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельству о государственной регистрации юридического лица ООО СКМ «Энергосервис» создано 10 января 2008 года.

Из п. 3 Устава ООО, утвержденного решением единственного учредителя от 11 декабря 2007 года, следует, что основным видом деятельности Общества является производство и купля-продажа тепловой и электрической энергии. Тепло как производимый Обществом товар, не является коммунальной услугой, ООО является поставщиком своего товара.

Как следует из справки ООО СКМ «Энергосервис» штатная численность по состоянию на 10 января 2008 года составляла 1 чел. - генеральный директор М.О.В.

Прием работников в ООО начал осуществляться в сентябре 2008 года, что не оспаривается истцом, а также подтверждается подшивкой приказов о приеме на работу, представленной ответчиком для обозрения в судебном заседании.

Исходя из объяснений представителя ответчика, имущественные комплексы для осуществления основных и дополнительных видов деятельности, закрепленных в Уставе ООО, были получены Обществом на основании договоров аренды в сентябре 2008 года, что также не оспаривается истцом.

Свидетель М.О.В. суду показала, что с момента создания ООО СКМ «Энергосервис» 10 января 2008 года она являлась генеральным директором данной организации. СКМ не являлось организацией жилищно-коммунального хозяйства. Вплоть до сентября 2008 года никакой деятельности организация не вела, в штате была только она одна, работников начали принимать также в сентябре 2008 года, так как взяли в аренду имущественные комплексы у Гортеплоэнергии и Пензтеплоснабжение, обратились в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора за получением лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, в частности по использованию оборудования, работающего под соответствующим давлением.

Вышеуказанные обстоятельства в их совокупности не позволяют отнести ООО СКМ «Энергосервис» на момент его создания к организациям отрасли жилищно-коммунального хозяйства, исходя из чего порядок, установленный в ст. 48 ТК РФ для присоединения к ОТС или направления отказа в присоединении не может быть применен к ООО СКМ «Энергосервис», поскольку на момент создания Общества оно не относилась к отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы может быть распространено на ООО СКМ «Энергосервис» только при соблюдении условий, указанных в ст. 10.4 данного ОТС.

Как следует из п. 10.4 ОТС с учетом изменений и дополнений, утвержденных 17 апреля 2008 года, которые вводятся с 1 января 2008 года, организации отрасли, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему.

Для этого профсоюзные организации и работодатели направляют в адрес территориальных организаций Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий письма о присоединении к настоящему Соглашению с указанием необходимых реквизитов организации. На основании совместного решения последних по письму о присоединении к ОТС в течение одного месяца вносятся соответствующие дополнения в территориальный реестр участников настоящего ОТС, который формируется и утверждается в территориальных организациях Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий.

На основании территориальных реестров формируется Общероссийский федеральный реестр участников настоящего ОТС.

Ответчик отрицает направление письма о присоединении к данному ОТС, каких-либо доказательств присоединения к ОТС суду не представлено.

По сообщению председателя Пензенского областного комитета профсоюза работников жизнеобеспечения от 23 августа 2010 года ООО СКМ «Энергосервис» не состоит в списке участников Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010г.г.

Таким образом, суд полагает, что поскольку Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы не действует в отношении ООО СКМ «Энергосервис», оснований для взыскания компенсации при увольнении в соответствии с данным Соглашением не имеется.

Доводы истицы в той части, что о действии данного ОТС в отношении ответчика свидетельствуют ссылки на него в Положениях об оплате труда в ООО СКМ «Энергосервис» за 2008г. и за 2009г., не могут быть положены в основу решения суда об удовлетворении исковых требований, поскольку сама по себе ссылка на ОТС в указанном локальном акте свидетельствует о соблюдении тех требований, которые предъявляются к процедуре присоединения к ОТС как в ст. 48 ТК РФ, так и в п. 10.4 Соглашения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования К.Г.И. к ООО СКМ «Энергосервис» о взыскании компенсационных выплат и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение принято 06 октября 2010 года.

Судья: .....

.....

.....

.....

.....