Дело № 2-2231/2010 ххх
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года
Первомайский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Окуневой Л.А.
при секретаре Щегловой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Родионовой М.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Родионова М.А. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование указывает, что она является сиротой. В ххх г. умерла ее мать, после смерти матери ее опекуном являлся ее брат Р.А.А. За ней жилье не закреплено, собственного жилья она не имеет. В ххх г. ее брата освободили от опекунских обязанностей и назначили опекуном ее дядю Р.В.И. Постановлением Главы администрации р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области от ххх ххх она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Истец Родионова М.А. в судебном заседании иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что она стала сиротой в девять лет, сначала они с братом жили в доме родителей, затем ее отдали на воспитание дяде. Дом родителей не пригоден для проживания. До недавнего времени была зарегистрирована у двоюродного брата по адресу: ххх, ххх, у двоюродного брата есть своя семья, четверо детей. После окончания средней школы поступила в училище, затем училась в торгово-экономическом техникуме, но не закончила его в связи с проблемами в учебе. В период обучения находилась на полном государственном обеспечении, после учебы стала работать поваром-кондитером. В настоящее время не учится, на полном гособеспечении не находится
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Правительства Пензенской области, Министерства образования Пензенской области, администрации р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, сведений уважительности причин неявки суду не представили.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 1 ч.1 п. 3 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 ч.2 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц, возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 № 399-пП утвержден Порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на орган местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Родионовой М.А., ххх года рождения, в свидетельстве от рождении указаны: отец - Р.А.И., мать Р.Т.И,. Отец Родионовой М.А. не известен, мать Родионова Т.И. умерла ххх (л.д. 6-7).
Постановлением администрации Каргалейского сельсовета Шемышейского района Пензенской области ххх от ххх Р.А.А.. (брат истицы) назначен опекуном над несовершеннолетней Родионовой М.А. (л.д. 14)
Постановлением Главы Каргалейской администрации от ххх Р.А.А. освобожден от исполнения опекунских обязанностей, опекуном над Родионовой М.А. постановлением Главы Шемышейской поселковой администрации назначен Р.В.И., проживающий по адресу: ххх ххх (л.д. 19).
Таким образом, Родионова М.А., в силу положений ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Родионова М.В. закрепленного за ней жилого помещения не имеет, дом ее родителей для жилья не пригоден, в учебном заведении не обучается, не находится на государственном обеспечении.
Родионова М.В. зарегистрирована по месту жительства в ххх по ххх, принадлежащем на праве собственности двоюродному брату Р.В.В., где помимо них зарегистрированы и проживают: Р.С.В. (супруга Р.В.В.), Р.В.И. (дядя истицы), Р.К.В. (племянник истицы), Р.В.В. (племянник истицы), Р.И.В. (брат истицы) (л.д. 5).
Как усматривается из справки ФГУП «Ростехинвентаризация» ххх от ххх, за Родионовой М.А. ранее право на приватизацию не было использовано и личного домовладения по ххх не числится (л.д. 5).
Сведения о правах Родионовой М.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 18).
Постановлением администрации р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области ххх от ххх Родионова М.А., ххх года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 13).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Родионова М.В. является нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве таковой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению помещением вне очереди, на государственном обеспечении не находится, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить истице благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Родионовой М.А. удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Родионовой М.А., ххх года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.
Судья: ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх
ххх