о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-2236/2010 ххх

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Окуневой Л.А.

при секретаре Бойдиновой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области, обратившегося в защиту интересов Гринчук М.И., к Департаменту градостроительства Пензенской области о признании решения недействительным, о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов Гринчук М.И. к Департаменту градостроительства Пензенской области о признании решения недействительным, о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование указывает, что Гринчук М.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашизма. Постановлением Главы администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области ххх от ххх Гринчук М.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве таковой с ххх Письмом и.о. начальника Департамента градостроительства Пензенской области от ххх ххх Гринчук М.И. отказано в обеспечении жильем в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета из расчета 36 квадратных метров. Просит суд признать решение Департамента градостроительства Пензенской области от ххх ххх об отказе в обеспечении жилым помещением Гринчук М.И. недействительным, обязать Департамент градостроительства Пензенской области обеспечить в установленном законом порядке Гринчук М.И. жилым помещением как ветерана Великой Отечественной войны.

Истец Гринчук М.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствии.

Помощник прокурора Первомайского района г. Пензы Ермакова И.В., действующая на основании доверенности от ххх от имени прокурора Кузнецкого района Пензенской области, в судебном заседании иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности от ххх оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Правительства Пензенской области, администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом. Представитель администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Постановлением Министерства труда РФ от 07.07.1999 №20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 №ГКПИ08-1851) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Каких-либо исключений из указанных категорий граждан Закон не предусматривает.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

В ходе судебного разбирательства установлено, что Гринчук М.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Данное обстоятельство подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается сторонами.

Таким образом, ей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ. Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Постановлением администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области ххх от ххх Гринчук М.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны и поставлена на учет в качестве таковой с ххх

Письмом Департамента градостроительства Пензенской области от ххх ххх истцу сообщено, что согласно письму Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 №10496-СК/07 не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанные в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах». По сведениям администрации Кузнецкого района Гринчук М.И. является бывшей несовершеннолетней узницей концлагеря. Учитывая вышеизложенное, обеспечение Гринчук М.И. жильем в рамках Указа Президента РФ за счет средств федерального бюджета из расчета 36 кв.м. в настоящее время не возможно.

Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая, что истец является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, в связи с чем ему предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, суд находит отказ Департамента градостроительства Пензенской области в обеспечении жилым помещением необоснованным

Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах».

В подп. 2 п.3 ст. 23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ.

При этом положения Закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников ВОВ, не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 15, подп. 2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

В обоснование своих возражений Департамент градостроительства Пензенской области также ссылался на письмо Министерство регионального развития РФ от 19.03.2010 №10496-СК/07.

В названном письме со ссылкой на п.8 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 указано, что законодатель, наделяя указанных лиц (бывших несовершеннолетних узников концлагерей) правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 не подлежат.

Вместе с тем, указанное письмо не может быть принято во внимание, поскольку не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке.

Согласно п.10 Указа Президента РФ от 23.05.2006 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов Гринчук М.И., к Департаменту градостроительства Пензенской области о признании решения Департамента градостроительства Пензенской области от ххх ххх об отказе в обеспечении жилым помещением Гринчук М.И. недействительным, понуждении обеспечить в установленном законом порядке ее жилым помещением как ветерана Великой Отечественной войны.

Принимая во внимание, что решение суда состоялось в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области, обратившегося в защиту интересов Гринчук М.И., удовлетворить.

Признать решение Департамента градостроительства Пензенской области от ххх ххх об отказе в обеспечении жилым помещением Гринчук М.И. недействительным.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области обеспечить в установленном законом порядке Гринчук М.И. жилым помещением как ветерана Великой Отечественной войны.

Взыскать с Департамента градостроительства Пензенской области в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы.

Мотивированное решение вынесено 13 декабря 2010 года.

Судья: ххх

ххх

ххх

ххх

ххх

ххх

ххх

ххх: