Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



№2-2362-2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Потеминой Е.В.,

при секретаре Самохиной О.В.,

с участием помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Федоровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Иссинского района Пензенской области в интересах Хаирова РР к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иссинского района Пензенской области в интересах Хаирова Р.Р. обратился в суд с вышеназванным иском к Департаменту градостроительства Пензенской области, указывая на то, что Хаиров Р.Р., ... рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ... Решением Иссинского районного суда ... от ... его мать ФИО была признана ограниченно дееспособной, а его отец ФИО мер ... Постановлением главы администрации Каменно-Бродского сельсовета ... от ... ...-п Хаиров Р.Р. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. По сообщению Лунинского отдела Управления Росреестра по Пензенской области Хаиров Р.Р. в собственности недвижимого имущества не имеет. ...1 был зарегистрирован с ...по адресу: ..., снят с регистрационного учета ... и зарегистрирован по адресу: .... В приватизации жилья на территории Каменно-Бродского сельсовета не участвовал, собственником жилья не является.

Просил обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Хаирову Р.Р., ..., благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи один человек не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области и Правительство Пензенской области.

В судебном заседании прокурор Иссинского района Пензенской области Федорова О.А. иск поддержала, настаивала на его удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в иске.

Хаиров Р.Р. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора Иссинского района Пензенской области поддерживает (л.д. 31).

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в суд не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, заявлением представитель Департамента Терехин Е.Н., действующий на основании доверенности, просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда (л.д.39-40).

Представители третьих лиц: администрации Каменно-Бродского сельсовета Иссинского района Пензенской области, Правительства Пензенской области, Министерства образования Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области - в судебное заседание не явились. Заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие, оставили принятие решения по делу на усмотрение суда (л.д.30,33,36,37).

Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возврате до 23 лет.

Из ст.4 указанного выше Федерального закона следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст.5 данного закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ….

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе, решении вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден Порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы в размере 50 000 000 руб.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на орган местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Хаиров Р.Р. родился ... в с.Ст. Трёхсвятск ..., его родителями являются ФИО ФИО

Мать Хаирова Р.Р.- ФИО решением Иссинского районного суда ... от ... признана ограниченно дееспособной (л.д. 14). Отец ...1 - ФИО И. умер ..., что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 15). Таким образом, Хаиров Р.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С ... по ... Хаиров Р.Р. находился под опекой в приемной семье ФИО, о чем свидетельствуют постановление главы администрации ... ... от ..., договор о передаче детей на воспитание в приемную семью от ... и дополнительные соглашения к нему (л.д.42-44,48-52). Приказом Управления образования ... ... от ... договор о передаче детей на воспитание в приемную семью в отношении Хаирова Р.Р. расторгнут с ...(л.д.42).

В настоящее время Хаиров Р.Р. зарегистрирован по адресу: ... ..., что подтверждается копией его паспорта (л.д. 10-12), выпиской из домовой книги администрации Каменно-Бродского сельсовета ... (л.д. 18). По указанному адресу Хаиров Р. Р. проживает со своей сестрой ФИО в семье бывшего опекуна - ФИО

После окончания в 2007 году государственного учреждения - специализированного (коррекционного) общеобразовательного интерната с. Б.Вьясс (л.д.46), нигде не учится и не работает.

В собственности Хаирова Р.Р. отсутствует недвижимое имущество, что подтверждается копией уведомления Лунинского отдела Управления Росреестра по ... об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ... ... (л.д.16).

В приватизации жилья на территории Каменно-Бродского сельсовета Хаиров Р.Р. не участвовал, что подтверждается копией справки администрации Каменно-Бродского сельсовета ... от ... (л.д. 17).

Постановлением главы администрации Каменно-Бродского сельсовета ... ... от ... Хаиров Р. Р. был поставлен в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на очередь для получение жилой площади (л.д.13).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что Хаиров Р.Р., состоящий на очереди на получение жилой площади в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, до настоящего времени жильем не обеспечен и относится к категории лиц, которые в силу закона подлежат обеспечению жильем вне очереди. Таким образом, исковые требования прокурора ... в интересах Хаирова Р.Р. о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение являются законными и обоснованными.

Следовательно, на Департамент градостроительства Пензенской области следует возложить обязанность по предоставлению Хаирову Р.Р. благоустроенного жилого помещения с нормой жилой площади на состав семьи один человек в р.п. Исса Пензенской области не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населённому пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор Иссинского района Пензенской области освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Иссинского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Хаирову РР, ... года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек в р.п. Исса Пензенской области.

Взыскать с Департамента градостроительства Пензенской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы.

Судья: подпись

Копия верна: Судья: Секретарь:

М.П.

СПРАВКА:

Решение вступило в законную силу: «___» _____________________2011 г.

Судья: Секретарь:

М.П.