о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2291/2010 ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Окуневой Л.А.

при секретаре Бойдиновой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области, выступающего в защиту интересов Зябировой Э.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов Зябировой Э.С. с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения. В обоснование указывает, что Зябирова Э.С., ... года рождения, является сиротой. Отец Зябировой Э.С. - З.С.З. умер ..., мать З.Н.Х. умерла ... Постановлением главы администрации Суляевского сельсовета Пензенской области ... от ... опекуном несовершеннолетней Зябировой Э.С. назначен ее дядя Л.Р.Х., проживающий по адресу: .... Жилое помещение за Зябировой Э.С. органом местного самоуправления не закреплялось. Постановлением главы администрации Лопатинского сельсовета ... от ... Зябирова Э.С. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на учет с момента подачи заявления с ... Однако жилое помещение Зябировой Э.С. до настоящего времени не предоставлено. Просит суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Зябировой Э.С., как лицу из числа детей-сирот жилое помещение благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

В судебном заседании заместитель прокурора прокуратуры Лопатинского района Саушкина В.А., действующая на основании доверенности от ..., иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Истец Зябирова Э.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Представитель Отдела образования Лопатинского района Пензенской области Назарова Р.И., действующая на основании доверенности от ..., считает, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, полагает, что иск следует удовлетворить.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 1 ч.1 п. 3 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 ч.2 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц, возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 № 399-пП утвержден Порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на орган местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что родителями Зябировой Э.С., ... года рождения, являются З.С.З. и З.Н.Х., которые умерли, соответственно ... и ...

На основании постановления главы администрации Суляевского сельсовета ... ... от ... опекуном несовершеннолетней Зябировой Э.С. назначен ее дядя Л.Р.Х., проживающий по адресу: ....

Таким образом, Зябирова Э.С., в силу положений ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и ей нормами указанного закона предоставлены дополнительные права и льготы, в том числе и право на обеспечение жилым помещением вне очереди.

Как следует из материалов дела, жилое помещение за Зябировой Э.С. органом местного самоуправления не закреплялось. Зябирова Э.С. (члены ее семьи) строений в Лопатинском районе Пензенской области не имеют, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Зябировой Э.С., что подтверждается справкой Лопатинского производственного участка отделения по Пензенскому району Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости «Федеральное БТИ», уведомлением Управления Росреестра по Пензенской области.

Постановлением главы администрации Лопатинского сельсовета ... от ... Зябирова Э.С. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и поставлена на учет в качестве таковой с ...

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Зябирова Э.С. является нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве таковой, относится к категории лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению помещением вне очереди, на государственном обеспечении не находится суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить истице благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов Зябировой Э.С. удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Зябировой Э.С., ... года рождения, как лицу из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.

Судья: ...

...

...

...

...

...

...

...