о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-2234/2010 ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Окуневой Л.А.

при секретаре Конновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Коротковой М.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Короткова М.В. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилья. В обоснование указывает, что она родилась ... Ее мать К.Л.А. умерла ..., отец К.В.М. умер ... Она учится на 3 курсе Профессионального лицея № 23 г. Пензы, является бывшей воспитанницей детского дома № 3 г. Пензы, в который была направлена ... постановлением главы администрации Первомайского района г. Пензы от ... .... Собственного жилья она не имеет, с ... поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию ...п от ... В настоящее время проживает в детском доме по адресу: ....

В судебном заседании истец Короткова М.В. иск поддержала, пояснила, что она зарегистрирована в доме по адресу: ..., .... Дом находится в аварийном состоянии после пожара. В нем также зарегистрированы ее сестры и бабушка, но они также не проживают в доме: сестры находятся в детском доме, а бабушка в доме престарелых. Общежития в лицее нет, поэтому она приходит ночевать в детский дом, а к занятиям готовится у подруг. Учебу в лицее она заканчивает в ...

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Денисов А.И., действующий на основании доверенности от ..., оставил разрешение иска на усмотрение суда, пояснил, что в связи с тем, что Короткова М.В. обучается по очной форме обучения в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы», жилое помещение ей, на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» может быть предоставлено по окончании пребывания в учебном заведении. Заявление о включении в единый список лиц, обеспечиваемых вне очереди жилым помещением, Коротковой М.В. подано, по окончании обучения жилье ей будет предоставлено. Процедура предоставления жилья той категории лиц, к которой относится истец достаточно длительная. В собственности Пензенской области не имеется жилого фонда. Ранее жилье предоставлялось муниципалитетом, у них имелся жилой фонд за счет общежитий, выморочного имущества, поэтому жилье предоставлялось быстрее. Сейчас жилье приобретается на аукционе: сначала подается заявка на госзакупку жилья, потом проводится аукцион. По времени данная процедура занимает как минимум три месяца. Лицей должен предоставить истице общежитие, а если не может, то должен компенсировать материальные затраты на наем жилого помещения. Денежные средства на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяются государственным образовательным учреждениям, к которым относится лицей, где обучается истица.

Представитель третьего лица ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы» Кудрявцев С.Я., действующий на основании доверенности от ..., полагал, что иск следует удовлетворить. Пояснил, что в их учебном заведении обучаются 25 человек, относящихся как и истица к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они таких детей принимают в учебное заведение осторожно. Формальных причин отказать Коротковой М.В. при поступлении в учебное заведение не было, они обязаны принимать таких детей в первую очередь. На момент поступления Коротковой М.В. в лицей, она находилась в Детском доме, где была всем обеспечена. У них имелась устная договоренность с руководством Детского дома, где находилась что в течение всего периода обучения в лицее Короткова М.В. будет как и раньше проживать в детском доме. Но затем руководство Детского дома сменилось, и договоренность была аннулирована, Коротковой М.В. лишь разрешили временно ночевать в Детском доме. С момента создания лицея общежитий у него не было, они берут только тех детей, у которых есть жилье, свое, либо закрепленное, так как не могут обеспечить их общежитием, по причине отсутствия такового. После вступления в силу решения суда о предоставлении жилого помещения, до его реального предоставления пройдет более года, то есть для того, чтобы истице получить жилье, ей нужно бросить учебу в лицее.

Представители третьих лиц - Министерства финансов Пензенской области, администрации г. Пензы, Министерства образования Пензенской области - о месте и времени извещены надлежащим образом, представитель Правительства Пензенской области представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В силу ст. 1 ч.1 п. 3 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 8 ч.2 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц, возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 № 399-пП утвержден Порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 57 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на орган местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что родителями Коротковой М.В., ... года рождения, являются К.Л.А. и К.В.М., которые умерли, соответственно ... и ...

На основании постановления главы администрации Первомайского района г. Пензы от ... ... Короткова М.В. направлена в детский дом № 3 г. Пензы.

Таким образом, Короткова М.В., в силу положений ст.1 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и ей нормами указанного закона предоставлены дополнительные права и льготы, в том числе и право на обеспечение жилым помещением вне очереди.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Короткова М.В. имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» не имеет, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Коротковой М.В., что подтверждается справкой Пензенского городского отделения Пензенского филиала ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости «Федеральное БТИ», уведомлением Управления Росреестра по Пензенской области.

Истица зарегистрирована по адресу: ..., .... Дом после пожара, не пригоден для проживания, находится в аварийном состоянии. В этом доме также зарегистрированы сестра и бабашка истицы, но фактически никто не проживает: сестра находится в детском доме, бабушка - в доме престарелых.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от ... ... Короткова М.В. в составе семьи один человек поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В период с ... по ... Короткова М.В. являлась воспитанницей детского дома ... г. Пензы и находилась на полном государственном обеспечении.

С ... по настоящее время Короткова М.В. обучается в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы», и поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается в лицее денежными средствами на проезд, питание, одежду и обувь. Общежития лицей не имеет и средств на компенсацию расходов на проживание Коротковой М.В. не производится, что подтверждается справкой, выданной директором ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы» ... от ... Представитель третьего лица Кудрявцев С.Я. подтвердил изложенные обстоятельства, пояснив, что лицею выделяются из бюджета денежные средства для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лишь на питание, проезд, одежду и обувь, расходы на проживание не предусмотрены.

Как следует из пояснений истца Коротковой М.В. и представителя третьего лица ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы», истица в настоящее время, согласно устной договоренности, остается только ночевать в детском доме № ... г. Пензы, откуда уходит утором на учебу, а после учебы до вечера вынуждена находиться у подруг, где готовится к занятиям.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Короткова М.В. является нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве таковой, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению помещением вне очереди, на полном государственном обеспечении не находится, жильем не обеспечена, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить истице благоустроенное жилое помещение.

При разрешении исковых требований суд исходит из того, что вышеизложенные нормы Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, направлены на защиту специфической социально-демографической категории населения - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и путем предоставления гарантии права на внеочередное получение жилья.

По смыслу ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей непосредственно по окончании пребывания в социальном учреждении, в частности, в детском доме, должно быть предоставлено жилье, независимо от дальнейшего поступления в образовательное учреждение, в противном случае нарушается конституционное право таких детей на социальную защиту. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей указанной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Как пояснил представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области, при обращении истицы по окончании учебного заведения о предоставлении ей жилья вне очереди, либо после вынесения решения суда о понуждении к предоставлению жилья, она будет обеспечена жилым помещением не ранее чем через три месяца в связи с длительностью процедуры закупки жилья субъектом РФ.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Короткова М.В. не обеспечена жильем ни на каком праве, по окончании лицея не будет обеспечиваться в том числе и в форме компенсации расходов на питание, проезд, одежду, обувь, с учетом длительности процедуры предоставления жилья, считает необходимым удовлетворить исковые требования и обязать ответчика предоставить истице жилье после окончания пребывания в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Коротковой М.В. удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Коротковой М.В., ... года рождения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек после окончания пребывания в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 г. Пензы».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.

Судья: ...

...

...

...

...

...