Дело №2-2051/10г.
Именем Российской Федерации ***
Р Е Ш Е Н И Е
25 ноября 2010 года
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.В.,
при секретаре Гольтяпкиной О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску Х.О.Н., действующей в интересах Х.С.В., к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Х.О.Н., действующая в интересах Х.С.В., обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая, что она является опекуном сына инвалида *** группы Х.С.В., решением Шемышейского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГ. признанного недееспособным. С ДД.ММ.ГГ. они проживают в общежитии по адресу: р.п. Шемышейка, ... Собственного жилья они не имеют. С ДД.ММ.ГГ. её сын был включен в список нуждающихся в жилом помещении органами местного самоуправления. Однако до настоящего времени жилье ему предоставлено не было. Списки проживающих в Шемышейском районе граждан-инвалидов, нуждающихся в жилом помещении, находятся в Департаменте градостроительства Пензенской области. На её обращение в сентябре ДД.ММ.ГГ. о предоставлении денежной выплаты для приобретения жилого помещения, ДД.ММ.ГГ. ответчик ответил, что её сын стоит в списке очередников под №. В ДД.ММ.ГГ. она вновь обратилась в Департамент градостроительства Пензенской области с аналогичным заявлением, на которое ДД.ММ.ГГ. ей сообщили об отсутствии денежных средств и о том, что номер сына в списке инвалидов - ***, то есть за год он продвинулся на четыре человека. Считает, что не выделение Департаментом градостроительства Пензенской области денежной выплаты на приобретение жилого помещения её сыну в течение длительного времени с ДД.ММ.ГГ., свыше *** лет, нарушает его права инвалида детства *** группы на жилье, так как он вынужден проживать в неприспособленном помещении- общежитии учебного заведения ГБОУ НПО ПО ПУ №, откуда в любое время может быть выселен.
Просила обязать Департамент градостроительства Пензенской области обеспечить Х.С.В. жилым помещением.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 15 октября 2010 года, от 09 ноября 2010 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена администрация р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Правительство Пензенской области.
В судебном заседании истец Х.О.Н. поддержала свой иск в полном объеме, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ., иск не признал, указывая, что вопрос о выделении Х.С.В. социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» решается Департаментом градостроительства Пензенской области в порядке очередности, установленной списком граждан, претендующих в силу закона, на указанный вид льгот. Очередность граждан в данном списке формируется на территории Пензенской области Законом Пензенской области от 01.11.2008 N 1618-ЗПО "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области", вынесенным в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Порядок очередности формируется по дате постановки лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Указанный список инвалидов обновляется ежегодно. По данным Департамента градостроительства Пензенской области на ДД.ММ.ГГ. номер Х.С.В. в указанном списке инвалидов- ***. Перспективы получения денежной выплаты зависят от количества финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, количества очередников по каждой категории (инвалиды, ветераны боевых действий, семьи погибших воинов), средней рыночной стоимости квадратного метра жилья. В связи с этим, в настоящее время указать сроки предоставления Х.С.В. денежной выплаты невозможно. Что касается требований истца об обеспечении её сына квартирой, то данный вопрос в компетенцию Департамента градостроительства Пензенской области не входит, он решается органом местного самоуправления. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области, администрации р.п. Шемышейка Пензенской области в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пунктом «ж» ст.72 Конституции РФ предусмотрено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
24) социальной поддержки … инвалидов ….
В соответствии со ст.5 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на территории Пензенской области регламентируется Законом Пензенской области от 01.11.2008 N 1618-ЗПО "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области".
Из ст.1 указанного закона Пензенской области следует, что гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются социальные выплаты для приобретения (строительства) жилых помещений на территории Пензенской области.
Статьей 2 данного закона Пензенской области утвержден прилагаемый Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Из пункта 3 «Общих положений» Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Законом Пензенской обл. от 01.11.2008 N 1618-ЗПО следует, что право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилых помещений имеют инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеющие право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 главы 2 указанного Порядка… предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области.
Предоставление социальной выплаты по обеспечению жильем инвалидов осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области, в соответствии с Положением о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 года №228-пП.
В судебном заседании установлено, что Х.О.Н. является матерью Х.О.Н., ДД.ММ.ГГ., что подтверждается свидетельством о его рождении серии №, выданным ДД.ММ.ГГ. (л.д.7)
Материалами дела установлено, что Х.О.Н. является инвалидом *** группы. Данный факт подтверждается справкой серии № от ДД.ММ.ГГ., из которой следует, что указанное лицо является инвалидом с детства (л.д.8).
Решением Шемышейского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. Х.С.В. был признан недееспособным.
Постановлением Главы администрации Шемышейского района от ДД.ММ.ГГ. № Х.О.Н. назначена опекуном над недееспособным Х.С.В., что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГ., выданным Х.О.Н. администрацией Шемышейского района Пензенской области.(л.д.9)
Постановлением Главы администрации рабочего поселка Шемышейка, Шемышейского района, Пензенской области № от ДД.ММ.ГГ. Х.О.Н. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, на состав семьи 3 человека, в который был включен её сын Х.С.В., в связи с нахождением жилого помещения, в котором они проживают - ..., в аварийном, ветхом состоянии.
В судебном заседании установлено, что Х.С.В. в настоящее время зарегистрирован и проживает в р.п. ... Данное жилое помещение он занимает на основании договора № от ДД.ММ.ГГ. о сдаче жилой площади общежития ГОУ НПО ПУ № р.п. Шемышейка. Данный факт подтверждается справкой с места жительства (л.д.10) и копией указанного договора № от ДД.ММ.ГГ., из п.4.1. которого следует, что он заключен на срок с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., затем он неоднократно пролонгировался с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.
Из объяснений истца следует, что из ... в р.п. Шемышейка они были выселены, в связи с невозможностью проживания там без риска для жизни, поскольку данное жилое помещение находилось в аварийном состоянии.
В настоящее время в собственности Х.С.В. и Х.О.Н. недвижимое имущество отсутствует.
Список лиц, претендующих на получение социальной выплаты, формируется и ведется в порядке, установленном Законом Пензенской области от 01.11.2008 N 1618-ЗПО "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области».
Порядок формирования списков граждан, претендующих на получение социальной выплаты, установленный Законом Пензенской области от 01.11.2008 N 1618-ЗПО осуществляется следующим образом. Для включения в указанный список граждане подают в уполномоченный орган следующие документы: а) заявление о согласии на получение социальной выплаты; б) выписку из решения или копию решения руководителя органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; в) копию документа, удостоверяющего личность гражданина, претендующего на получение социальной выплаты; г) копию справки об инвалидности. Затем, уполномоченный орган проводит проверку достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и в срок не более одного месяца со дня приема документов от граждан, рассматривает их и принимает одно из следующих решений: о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты; об отказе во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты. Изменения и дополнения в утвержденный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, вносятся на основании решения уполномоченного органа.
Приказом Департамента градостроительства Пензенской области №225/од от 25 декабря 2008 года, вынесенным во исполнение Закона Пензенской области от 01.11.2008 года №1618-ЗПО «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, проживающих на территории Пензенской области», утверждены списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты по группам, согласно приложениям 1,2,3,4,5.
Из Приложения №3 к указанному приказу Департамента градостроительства Пензенской области следует, что Х.С.В.., проживающий в р.п. Шемышейка, общежитие ПУ-16, поставленный на учет ДД.ММ.ГГ. (как член семьи лица, поставленного в очередь на улучшение жилищных условий, в связи с нахождением жилого помещения в аварийном, ветхом состоянии), в списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты, из числа лиц, указанных в пункте 3 раздела 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области, утвержденного Законом Пензенской области от 01.11.2008 года №1618-ЗПО, значится под номером-***.
Из письма Департамента градостроительства Пензенской области № от ДД.ММ.ГГ. следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Х.С.В. в списке инвалидов находится под номером-***.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что порядок очередности формируется по дате постановки лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Указанный список инвалидов обновляется ежегодно. Перспективы получения денежной выплаты зависят от количества финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, количества очередников по каждой категории (инвалиды, ветераны боевых действий, семьи погибших воинов), средней рыночной стоимости квадратного метра жилья.
Судом не установлено обстоятельств нарушения Департаментом градостроительства Пензенской области закона при постановке на учет Х.С.В., нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы истицы о том, что не выделение ответчиком Х.С.В. денежных выплат на приобретение жилого помещения в течение длительного времени нарушает его права, установленные законом, при этом, просит о понуждении ответчика к обеспечению её сына жилым помещением вне очереди, не состоятельны, основаны на не верном толковании закона.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 3 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В судебном заседании истец поддержала иск, в первоначально заявленном виде, просила о понуждении ответчика к обеспечению её сына Х.С.В. жилым помещением вне очереди.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
Проанализировав положения Жилищного кодекса (ст. 49, 57), а также нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд пришел к выводу, что исполнение требований, в заявленном истцом виде, в компетенцию Департамента градостроительства Пензенской области не входит. Обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии в положениями ст. 57 ЖК РФ, лежит на органе местного самоуправления.
Поскольку Х.С.В. включен в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилых помещений, в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а не ст. 57 ЖК РФ, суд считает, что данный иск предъявлен Х.О.Н. к ненадлежащему ответчику, следовательно, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Х.О.Н., действующей в интересах Х.С.В., к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения- отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Первомайский районный суд г. Пензы.
Решение в окончательной форме вынесено 30 ноября 2010г.
Судья: ***
***
***
***
***
***
***