Именем Российской Федерации ***
РЕШЕНИЕ
16 ноября 2010 года
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.В.,
при секретаре Гольтяпиной О.А.,
рассмотрел в отрытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по иску Ш.А.И. к Департаменту градостроительства Пензенской области о признании отказа на включение в список на получение денежной выплаты недействительным, признании права на получение единовременной денежной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Ш.А.И. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о признании отказа на включение в список на получение денежной выплаты недействительным, признании права на получение единовременной денежной выплаты. В обоснование своих исковых требований истец указывает, что постановлением администрации г. Кузнецка от ДД.ММ.ГГ. за № он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список ветеранов Великой Отечественной войны по ... на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Однако во включении его в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, Департаментом градостроительства Пензенской области ему было отказано. Основанием к отказу послужило отсутствие сведений о его выселении из занимаемого им служебного помещения, то есть несоблюдении требований, предусмотренных ст. 17 ФЗ «О ветеранах». При этом факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается. Считает данный отказ неправомерным, поскольку п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» напрямую не требует выселения ветерана Великой Отечественной войны на улицу до обеспечения его жильем, положения данного закона требуют выселения указанного лица из служебного помещения в случае обеспечения его жильем, то есть после выделения или приобретения жилья. В настоящее время в собственности у него никакого жилого помещения не имеется. С ДД.ММ.ГГ. он проживает в квартире по адресу: ..., предоставленной Р.Н.М. (его зятю) войсковой частью *** по месту прохождения военной службы. Данная квартира не является служебной и не подлежит приватизации, так как находится на территории закрытого военного городка, поэтому без предоставления другого жилого помещения в избранном месте он выселен быть не может. Он дает свое письменное обязательство о выселении с занимаемой им жилой площади в течение 2-х месяцев после приобретения жилья за счет единовременной денежной выплаты, выделенной из средств федерального бюджета РФ, как того требует законодательство. При этом считает данное требование ответчика неправильным толкованием п.4 ст. 17 ФЗ «О Ветеранах».
Просил отказ Департамента градостроительства Пензенской области на включение в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, признать неправомерным; обязать ответчика признать за ним право на получение, в первоочередном порядке, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение помещения.
Истец Ш.А.И.в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ш.А.И. Романов Н.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., в судебном заседании поддержал иск своего доверителя в полном объеме. В своих пояснениях по иску указал, что Ш.А.И. является ветераном Великой Отечественной войны. В период с ДД.ММ.ГГ. он служил в должности водителя в Закавказском Федеральном округе, в войсках, не принимавших участие в военных действиях, поэтому относится к числу лиц, указанных в п/п «з» п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах», не требующие напрямую выселения ветерана Великой Отечественной войны на улицу до обеспечения его жильем. Данная статья закона требует выселения ветерана из занимаемых служебных помещений в случае обеспечения его жильем. То есть после выделения или приобретения жилья. В настоящее время Ш.А.И. не является собственником какого-либо жилого помещения. Ему на праве собственности принадлежал жилой ..., в г. Сурске, Городищенского района, Пензенской области. После смерти жены в ДД.ММ.ГГ., на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГ. он подарил его своей дочери Р.В.А. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в выделенной его зятю (Р.Н.М..) воинской частью квартире ... г. Кузнецк-12 Пензенской области, которая служебной не является. Принудительно выселить его из указанной квартиры никто не может. Однако истец дает свое письменное обязательство выселиться из занимаемого им жилого помещения в течение 2-х месяцев после приобретения жилья за счет единовременной денежной выплаты, выделенной из средств федерального бюджета РФ. Считает требование ответчика о предоставлении факта выселения Ш.А.И. без предоставления другого жилого помещения неправильным толкованием п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах». Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Ш.А.И. является участником Великой Отечественной войны. Обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статья 2 данного Федерального закона определила категории ветеранов Великой Отечественной войны, а подпункт 1 пункта 1 определил подкатегории граждан, относящихся к «участникам Великой Отечественной войны». Статьями с 14 по 22 Закона установлены меры социальной поддержки для каждой категории, причем отдельные меры предоставляются всем гражданам данной категории безусловно, а обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется при соблюдении условий, причем условия различны для различных категорий участников Великой Отечественной войны. Так, условием обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, является нуждаемость в улучшении жилищных условий. Ш.А.И. относится к участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2, то есть к категории «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период». Меры социальной поддержки данной категории граждан установлены статьей 17 ФЗ «О ветеранах». И обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем пунктом 4 указанного Федерального закона предусмотрено «в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений». При этом в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ «О ветеранах» установлено, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета всех указанных категорий осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона». Статья 23.2 указанного федерального закона устанавливает передачу Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17 -19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» был принят и действует на основании данного положения Федерального закона «О ветеранах». Это подтверждается пунктом 1 статьи 1 указанного закона Пензенской области («определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий»). Пункт 2 статьи 1 указанного закона Пензенской области перечисляет категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области, на которых распространяется действие настоящего Закона. При этом категории граждан только перечисляются, так как условия предоставления жилья за счет средств федерального бюджета были определены в Федеральном законе «О ветеранах». Кроме того, статья 5 настоящего Закона Пензенской области подтверждает обеспечение жильем за счет субвенций из федерального бюджета граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", то есть с соблюдением установленных Федеральным законом условий. На основании вышеизложенного и при отсутствии факта выселения из служебного жилого помещения Департамент градостроительства Пензенской области просит в удовлетворении исковых требований гражданина Ш.А.И. отказать.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ № от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершать обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п/п «з» п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии с п.4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г., военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 3).
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: …участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период...
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п/п 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11).
Во исполнение ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Законодательным собранием Пензенской области был издан Закон Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", определяющий порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действие настоящего Закона, в соответствии с пунктом 2, распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области:
1)…участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период…
Согласно ст. 3 указанного Закона, жилые помещения гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются на условиях социального найма уполномоченным Правительством Пензенской области исполнительным органом государственной власти Пензенской области в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
В целях реализации Закона Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 N 160-пП были утверждены Порядок формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с п/п «б»» п. 1 Порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" (далее - граждане), осуществляется формирование и ведение следующих списков:... список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Из пункта 1 Порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения следует, что единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", включенным в списки граждан, претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Список на предоставление единовременной денежной выплаты формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Пензенской области.
Предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области
В судебном заседании установлено, что Ш.А.И. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГ. (л.д.9). Из указанного документа следует, что истец имеет права и льготы, установленные ст. 17 ФЗ «О ветеранах».
Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области № от ДД.ММ.ГГ. Ш.А.И., проживающий в служебной квартире по адресу: г. Кузнецк-12, ..., как участник Великой Отечественной войны, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составом семьи 1 человек, с семьей 1 человек.
Из письма администрации г. Кузнецка Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. следует, что список ветеранов Великой Отечественной войны по городу Кузнецку на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в установленный срок направлен в Департамент градостроительства Пензенской области для принятия решения о выдаче свидетельств на приобретение или строительство жилья в соответствии с выделенными из федерального бюджета средствами ( л.д.6).
Однако решением Департамента градостроительства Пензенской области Ш.А.И. было отказано во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием к отказу послужило то, что он, как лицо, льготы которого установлены ст. 17 ФЗ «О ветеранах», может быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета лишь в случае выселения из занимаемого им служебного жилого помещения. Поскольку документов, подтверждающих факт выселения Ш.А.И. представлено не было, Департамент градостроительства Пензенской области счел, что правовых оснований для выделения истцу федеральных средств на обеспечение жильем нет, и он не может быть включен в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения. При этом признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в данном отказе не оспаривалось.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд пришел к выводу, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. не менее *** месяцев…, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.
Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., и основано на объективных критериях. Это право государства, которое никак не влияет на объем ранее установленных им мер социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
В судебном заседании представитель истца Романов Н.М. пояснил, что Ш.А.И. в период с ДД.ММ.ГГ. служил в должности водителя в Закавказском Федеральном округе, то есть в войсках, не принимавших участие в военных действиях.
Ограничение, установленное государством, при реализации мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, в п.4 с. 17 ФЗ «О ветеранах», а именно: применение данной статьи к числу лиц, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 лишь «в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений», было произведено с учетом заслуг указанной категории лиц перед Отечеством.
Судом не установлено обстоятельств, в силу которых действиями ответчика был нарушен закон и охраняемые им права и интересы истца.
Как следует из материалов дела, квартира ... г. Кузнецк-12 (имеющем статус закрытого города), Пензенской области была предоставлена в ДД.ММ.ГГ. Р.Н.М. (зятю Ш.А.И.) войсковой частью *** Ш.А.И. вселился в указанное жилое помещение в ДД.ММ.ГГ. и был зарегистрирован в нем по месту жительства в 2005 году, как член семьи нанимателя (военнослужащего), следовательно, приобрел право пользования им.
Квартира, в которой проживает истец, является служебной. Данный факт был подтвержден постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области № от ДД.ММ.ГГ., из которого следует, что истец, проживающий в указанной выше служебной квартире, был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Не доверять данному документу у суда оснований не имеется, поскольку он соответствует п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, из положений которого следует, что в закрытых военных городках должны предоставляться служебные жилые помещения.
К справке начальника ЖЭК ЖКХ г. Кузнец-12 (л.д.7) о том, что ... в г. Кузнецк-12 Пензенской области не является служебной, суд относится критически, поскольку данный документ не является правоподтверждающим документом, на основании которого Романов Н.М. и члены его семьи были вселены в указанное жилое помещение. Документ, на основании которого Романов Н.М. и члены его семьи приобрели право пользования указанным жилым помещением, стороной истца, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду представлен не был, в связи с чем, суд основывает свои выводы на имеющихся в материалах дела документах, которые счел допустимыми доказательствами.
Таким образом, судом установлено, что Ш.А.И. был вселен в служебную ..., в г. Кузнецк-12 Пензенской области как член семьи нанимателя, являющегося военнослужащим, следовательно, в соответствии ЖК РФ приобрел право пользования указанным жилым помещением, проживая в котором, он пользуется всеми льготами, установленными ФЗ «О ветеранах» по оплате квартплаты и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ истец, как член семьи военнослужащего, нанимателя жилого помещения, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не может быть выселен из указанного служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Документов, подтверждающих факт выселения истца из указанного жилья, суду представлено не было, следовательно, правовых оснований на включение Ш.А.И. в список лиц, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения не имеется.
Предоставленное истцом обязательство о выселении из занимаемого жилого помещения в течении 2-х месяцев после приобретения за счет единовременной денежной выплаты жилого помещения, не является юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора.
Довод представителя истца о том, что Департамент градостроительства Пензенской области требует выселения истца из жилого помещения, несостоятелен, так как противоречит установленным по делу обстоятельствам.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что отказ Департамента градостроительства Пензенской области во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, является законным и обоснованным. Следовательно, иск Ш.А.И. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ш.А.И. к Департаменту градостроительства ... о признании отказа на включение в список на получение денежной выплаты недействительным, признании права на получение единовременной денежной выплаты- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы.
Решение в окончательной форме вынесено 22 ноября 2010 года.
Судья: ***
***
***
***
***
***