к***
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2010 года
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Смирновой О.В.,
при секретаре Закировой Т.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по заявлению Ж.С.Б., А.М.А. об оспаривании действий органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Ж.С.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что на основании постановления Главы администрации Пензенского района Пензенской области за № от ДД.ММ.ГГ., ему предоставлен в собственность земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: ... для строительства жилого дома. Указанный земельный участок предоставлен по результатам конкурса на право заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ., стоимость земельного участка *** рублей, за каждый участок, оплачена ДД.ММ.ГГ. Постановлением Главы администрации Пензенского района Пензенской области № от ДД.ММ.ГГ. был утвержден проект границ земельного участка. После предоставления земельного участка проведено межевание, землеустроительное дело утверждено главным специалистом- экспертом, а проект границ - Главой администрации Богословского сельсовета. При получении кадастрового паспорта установлено, что земельный участок сформирован за счет двух участков: площадью *** кв.м., с кадастровым № с разрешенным использованием «для размещения здания начальной школы» и площадью *** кв.м. с кадастровым № с разрешенным использованием «для размещения здания сельского клуба». В связи с этим, он обратился к Главе муниципального образования с заявлением о проведении публичных слушаний для изменения разрешенного использования предоставленного земельного участка. Однако в проведении публичных слушаний отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок. С данным решением не согласен, поскольку без проведения публичных слушаний невозможно заключить договор купли-продажи участка и отсутствует возможность ставить вопрос об изменении вида разрешенного использования, так как законом предусмотрено, что такое решение должно приниматься по результатам публичных слушаний.
Просил признать действия Главы муниципального образования П.Т.И. и Комитета местного самоуправления Богословкого сельсовета, связанные с отказом в проведении публичных слушаний незаконными; обязать Главу муниципального образования П.Т.И. и назначить и провести публичные слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью *** га, расположенного по адресу: ..., вынеси и опубликовать решение по результатам публичных слушаний.
С аналогичными требованиями обратился в Первомайский районный суд г. Пензы А.М.А. Просил признать действия Главы муниципального образования П.Т.И. и Комитета местного самоуправления Богословкого сельсовета, связанные с отказом в проведении публичных слушаний незаконными; обязать Главу муниципального образования П.Т.И. и назначить и провести публичные слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью *** га с кадастровым №, расположенного по адресу: ... земельного участка площадью *** га с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., вынеси и опубликовать решение по результатам публичных слушаний.
Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 21.10.2010 гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель заявителей Ж.С.Б., А.М.А.- Дроздова Е.П., действующая на основании доверенностей от 06 октября 2009 года, от 30 октября 2009 года, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что должностным лицом незаконно отказано в проведении публичных слушаний по причине отсутствия правоустанавливающих документов. Градостроительным кодексом не предусмотрено предоставление каких-либо документов заявителем, при обращении его в орган местного самоуправления с заявлением о проведении публичных слушаний по изменению разрешенного использования земельного участка. У заявителей имеются правоустанавливающие документы - постановления Главы администрации Пензенского района Пензенской области о предоставлении земельных участков в собственность. Они не признаны недействительными, не отменены в установленном законом порядке. Ссылка в решении комитета на ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» необоснованна, так как возникшие правоотношения не регулируются указанными нормами. Указанными действиями нарушено право заявителей - иметь в собственности землю, так как они не могут завершить процедуру оформления земельных участков.
Должностное лицо органа местного самоуправления Глава Богословского сельского совета Пензенского района Пензенской области и председатель комитета местного самоуправления Богословского сельсовета П.Т.И., действующая на основании решения комитета местного самоуправления от ДД.ММ.ГГ. №, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований, пояснив, что в соответствии с уставом Богословского сельсовета организация и проведение публичных слушаний относится к ее компетенции. Рассматриваемые правоотношения регулируются ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и ст. 4.1. ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в которых указано, что с подобным заявлением могут обращаться правообладатели земельных участков. Заявители не предоставили каких-либо правоустанавливающих документов. Постановления Главы администрации утратили силу, договоры купли-продажи не заключались. Изменение разрешенного использования земельного участка не отвечает интересам населения, так как приведет к наложению границ участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в собственность.
Заявители Ж.С.Б., А.М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом. От заявителей поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии с участием представителя по доверенности.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений п.2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с п.1 ст. 43 ЗК РФ Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом согласно положениям ст. 33 Конституции РФ, ст. 32 ФЗ от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2, 4, 9 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления, в том числе, с заявлениями о содействии в реализации их конституционных прав. Рассмотрение обращений граждан для органов местного самоуправления является обязательным.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 4 ФЗ от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной организации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
Данные положения согласуются и с нормами ст. 13 Устава Богословского сельского совета Пензенского района Пензенской области, согласно которой на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения или Комитета местного самоуправления Богословского сельсовета, назначаются Комитетом местного самоуправления, а по инициативе Главы Богословского сельсовета - Главой Богословского сельсовета.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ. Ж.С.Б., А.М.А. обратились с письменными заявлениями к Главе муниципального образования Богословского сельского совета Пензенского района Пензенской области П.Т.И., содержащими просьбу назначить и провести публичные слушания по вопросу изменения разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Пензенская область, ... с «для размещения здания сельского клуба» и «для размещения здания начальной школы» на «для строительства жилого дома»(Ж.С.Б.) и земельных участков по ... с «размещение клуба» на «индивидуальное жилищное строительство» (А.М.А.
При этом в заявлениях сделана ссылка на предоставление указанных участков в собственность на основании постановлений Главы администрации Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. № (Ж.С.Б.), № (А.М.А. и постановлений Главы администрации Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. № (Ж.С.Б.), № (А.М.А. об утверждении проекта их границ.
Решениями комитета местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. № в отношении Ж.С.Б., от ДД.ММ.ГГ. № в отношении А.М.А. в проведении публичных слушаний отказано в силу положений ч.4 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», так как у заявителей отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки (выписка из ЕГРП, свидетельство о государственной регистрации права).
ДД.ММ.ГГ. Главой Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области П.Т.И. заявителям даны письменные ответы об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на них.
Не согласившись с действиями должностного лица органа местного самоуправления (Глава 3 Устава), заявители обратились в суд за защитой нарушенного права - устранения препятствий в оформлении прав на земельные участки, предоставленные им в собственность на основании ненормативного акта органа местного самоуправления.
При рассмотрении требований по существу установлено, что Главой Богословского сельского совета Пензенского района Пензенской области и председателем комитета местного самоуправления Богословского сельсовета П.Т.И. неверно применен материальный закон и как следствие, неправомерно отказано в проведении публичных слушаний.
Возникшие правоотношения регулируются положениями ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, а не ч.4 ст. 4.1. ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», регламентирующей до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 г, порядок изменения границ населенных пунктов (включения земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключения и установления или изменения, в связи с этим, вида разрешенного использования земельных участков, категории земель).
Пунктом п.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ указано, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Указанные действия были произведены заявителями. Истребование каких-либо иных документов у физических лиц и юридических лиц, законом не допускается.
При таких обстоятельствах, должностное лицо органа местного самоуправления неправомерно отказало в проведении публичных слушаний по причине отсутствия правоустанавливающих документов.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее- Закон) свидетельство о государственной регистрации права не является правоустанавливающим документом. Оно подтверждает, также как и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона), наличие зарегистрированного права.
Довод П.Т.И. о том, что постановления о предоставлении заявителям земельных участков утратили юридическую силу, в силу неисполнения условий их предоставления (договор купли-продажи до настоящего времени не заключен), суд оценивает критически, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Статьей 48 ФЗ от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 ГК РФ предусмотрены порядок отмены и признания недействительным ненормативных актов органов местного самоуправления.
На момент судебного разбирательства указанные акты органа местного самоуправления (постановления Главы администрации Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. №, №, №) не отменены в установленном законом порядке, не признаны судом недействительными. Вследствие чего, влекут юридические последствия для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей в отношении определенного круга лиц.
Так как судом установлены нарушения прав и законных интересов заявителей неправомерными действиями Главы муниципального образования Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и председателя Комитета местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области П.Т.И., выразившиеся в отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, то они должны быть восстановлены.
Главе муниципального образования Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и председателю Комитета местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области необходимо рассмотреть вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью *** га, расположенного по адресу: Пензенский район, ..., земельного участка площадью *** га с кадастровым №, расположенного по адресу: Пензенский район, ... земельного участка площадью *** га с кадастровым №, расположенного по адресу: Пензенский район, ..., путем проведения публичных слушаний, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Ж.С.Б., А.М.А. удовлетворить.
Признать действия Главы муниципального образования Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и председателя Комитета местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области П.Т.И., выразившиеся в отказе в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, незаконными и нарушающими права Ж.С.Б., А.М.А..
Обязать Главу муниципального образования Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и председателя Комитета местного самоуправления Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области устранить допущенные нарушения права Ж.С.Б., А.М.А., рассмотреть вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью *** га, расположенного по адресу: ..., земельного участка площадью *** га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... земельного участка площадью *** га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., путем проведения публичных слушаний, опубликовав решение по их результатам в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы.
Решение в окончательной форме вынесено 26 октября 2010 года.
Судья ***
***
***
***
***
***