о понуждении к предоставлению жилого помещения



Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

16 декабря 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Смирновой О.В.,

при секретаре Закировой Т.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску К.Р.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

К.Р.А. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, ссылаясь на то, что она является приемной матерью К.О.С., ... года рождения, на основании постановления Главы администрации Лунинского района Пензенской области от ... ...

... К.О.С. была поставлена на очередь граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в с.Большой Вьяс на основании постановления Большевьясовского сельсовета Лунинского района Пензенской области, но до настоящего времени жилье не было предоставлено.

К.О.С. является студенткой 1 курса Пензенского государственного университета. На каникулах и в выходные приезжает в приемную семью. После исполнения 18 -ти лет, договор о приемной семье утрачивает законную силу и ребенку негде будет жить.

Просила обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить К.О.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 01.11.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыадминистрация Лунинского района Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Министерство образования Пензенской области(на стороне ответчика), К.О.С. (на стороне истца).

Истец К.Р.А. исковые требования в судебном заседании поддержала, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что К.О.С. не имеет на праве собственности никакого жилого помещения. По истечении 18-ти лет она вправе покинуть приемную семьи и как следствие у нее будет отсутствовать дом, в котором она может проживать. В настоящее время она обучается на очной форме обучения в ПГУ, зачислена на полное государственное обеспечение. Хотя ей и предоставлено общежитие, но постоянно проживать она в нем не может. Это временное жилье.

Представитель Департамента градостроительства Пензенской области Терехин Е.Н., действующий на основании доверенности... от ..., в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что К.О.С. в настоящее время обучается в институте и находится на полном государственном обеспечении. При таких обстоятельствах, в силу прямого указания закона, обеспечение ее жилым помещение вне очереди, не возможно. Право на получение жилья у нее сохраняется после окончания образовательного учреждения.

Представитель третьего лица администрации Лунинского района Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Министерство образования Пензенской области в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, представили в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение вопроса оставили на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возврате до 23 лет.

Из ст.4 указанного выше Федерального закона следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст.5 данного закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Частями 1 и 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

24) социальной поддержки … детей-сирот, …, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ….

Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц, возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден Порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

В судебном заседании установлено, что К.О.С., ... в связи со смертью отца ...2 в 2001г. и лишения родительских прав К.О.В. в 2003г. была помещена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом ... г. Пензы.

На основании постановления Главы администрации Лунинского района Пензенской области от ... ... К.О.С. была передана на воспитание в приемную семью К.Р.А. и ...4.

В соответствии с условиями договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ... его действие распространяется до совершеннолетия ребенка до ...

Постановлением администрации Большевьясовского сельсовета Лунинского района Пензенской области от ... ... К.О.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в с. Большой Вьяс вне очереди.

Стороны не оспаривали, что К.О.С. не имеет никакого жилого помещения на территории Пензенской области. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Управлением Росреестра по Пензенской области, справкой ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации».

Как следует из материалов дела, К.О.С. является студенткой очной формы обучения Пензенского государственного университета. Срок обучения с ... по ...

В соответствии с приказом ... от ... К.О.С. находится на полном государственном обеспечении с ... Приказом ... от ... ей предоставлена комната в общежитии ПГУ ..., комната ....

Указанные обстоятельства не оспаривалось истицей, подтверждены справкой ПГУ от ..., сообщением проректора по ВСР Ю.В.Еременко на запрос суда от ... ....

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующей с 01.03.2005, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (действующем в настоящее время), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Как указано в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе и лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Названный Федеральный закон предоставляет дополнительные гарантии по социальной защите - право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При таком положении, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ и Федерального закона от 21 декабря 1996 года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», К.О.С., находясь на государственном обеспечении, не имеет в настоящее время право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, действующим законодательством не ограничено право К.О.С. либо лиц, действующих в ее интересах, на обращение в суд с аналогичным требованием, после устранения причин, препятствующих получение ей жилого помещения.

Довод К.Р.А. о том, что по истечении срока действия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, у нее будет отсутствовать какая-либо возможность на пребывание в принадлежащем приемным родителям жилом помещении, не является основанием для удовлетворения исковых требований, в силу вышеизложенных норм права.

Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования К.Р.А. о понуждении к предоставлению жилого помещения ее приемному ребенку К.О.С., заявлены преждевременно, не обоснованы, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска К.Р.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы.

Судья: ...

...

...

...

...

...

...