о признании отказа в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным, признании права на досрочную пенсию



копия

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

08 октября 2010 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Твердого А.А.,

при секретаре Федосеевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в городе Пензе гражданское дело по иску Аляпкина А.В. к УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на досрочную пенсию, признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения трудовой пенсии досрочно, назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

Аляпкин А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области № ... от ... года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с недостаточностью педагогического стажа. В его специальный стаж не был включен период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР с ... года по ... года. С указанным решением он не согласен, поскольку в спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, согласно которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, зачисляется служба в составе Вооруженных сил СССР. Просит отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области № ... от ...; обязать ответчика включить в его специальный стаж период прохождения службы в армии по призыву с ... года по ... года и назначить пенсию с ... года.

В судебном заседании истец исковое заявление и доводы, изложенные в нем, поддержал, дал объяснения аналогичные его содержанию, дополнил и уточнил исковые требования. Просит признать решение УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... года № ... об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области включить ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, время службы в Вооруженных силах СССР с ... г. по ... г. и назначить ему трудовую пенсию досрочно с ... г.

Представитель ответчика УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области Жиляева Н.В., действующая на основании доверенности от 01.06.2010 года № 2535, с иском не согласилась, пояснив, что служба в армии по призыву могла быть включена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Поскольку 01.10.1993 года вышеназванное постановление утратило силу, а в последующих постановлениях указанное условие предусмотрено не было, требование к его выполнению предъявлено на дату отмены названного постановления не выполняется, так как на 01.10.1993 года специальный стаж истца составил 6 лет 1 месяц 1 день. Просила в удовлетворении искового заявления отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ, в частности ст. 39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины возраста 55 лет.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что в период с ... г. по ... г. Аляпкин А.В. проходил службу в Вооруженных силах СССР, что подтверждается военным билетом серии БЕ № ... л.д.

Аляпкин А.В. ... года принят учителем физического воспитания в Богословскую среднюю школу, ... года освобожден от занимаемой должности в порядке перевода руководителем начальной военной подготовки этой же школы, ... года переведен учителем физкультуры, в этой должности истец работает по настоящее время л.д.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области № ...158 от ... года в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности Аляпкину А.В. было отказано по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с ... года по ... года.

Суд считает, что указанный период был необоснованно не включен истцу в специальный стаж по следующим основаниям.

В период, когда истец служил в Вооруженных Силах СССР с ... года по ... года, нормативно-правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась как стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Таким образом, на момент призыва Аляпкина А.В. в ряды Вооруженных Сил СССР, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода службы в армии в специальный стаж, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.

Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд считает, что к указанным правоотношениям подлежат применению Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 30.05.1980) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которые действовали в момент призыва истца на военную службу и предусматривали включение периода службы в армии в специальный стаж.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Период службы Аляпкина А.В. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... года № ... педагогический стаж истца составил 23 года 0 месяцев 19 дней, что составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением.

Таким образом, поскольку судом установлено соблюдение предусмотренных условий, время службы истца в Вороженных Силах СССР в период с ... г. по ... г., в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Судом установлено, что ... года Аляпкиным А.В. было подано заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии в УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области. Данная дата является днем обращения за трудовой пенсией. На день обращения специальный стаж истца с учетом спорного периода составил более 25 лет.

При таких обстоятельствах, исковые требования Аляпкина А.В. подлежат удовлетворению, и ему следует назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ... года.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Аляпкина А.В. к УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на досрочную пенсию, признании отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения трудовой пенсии досрочно, назначении пенсии - удовлетворить.

Признать решение УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... года № ... об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным.

Признать за Аляпкиным А.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области включить Аляпкину А.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, время службы в Вооруженных Силах СССР с ... г. по ... г. и назначить ему трудовую пенсию досрочно с ... г.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 11 октября 2010 года.

Судья: ...

...

...

...

...

...