о взыскании транспорного налога



Именем Российской Федерации ***

РЕШЕНИЕ

02 марта 2011 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Смирновой О.В.,

при секретаре Гольтяпиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к П.И.П. о взыскании транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с иском к П.И.П. о взыскании транспортного налога, указывая, что по данным представленным ГИБДД П.И.П. в ДД.ММ.ГГ. являлся владельцем транспортного средства автомобиля марки №, ДД.ММ.ГГ., мощность двигателя *** л.с., который был поставлен на учет ДД.ММ.ГГ., снят с учета ДД.ММ.ГГ.. За ДД.ММ.ГГ. П.И.П. был доначислен транспортный налог на сумму *** рублей, направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГ. на уплату указанного транспортного налога до ДД.ММ.ГГ.. В связи с тем, что срок уплаты транспортного налога, установленный налоговым уведомлением, П.И.П. был пропущен Инспекцией ФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы ему ДД.ММ.ГГ. было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ. об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГ., в котором предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГ. доплатить сумму транспортного налога в размере *** рублей. Поскольку до настоящего времени сумма налога ответчиком не уплачена, просил взыскать с ответчика сумму транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. в сумме *** рублей.

В процессе судебного разбирательства представитель истца Смирнов П.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ., уточнил свои исковые требования, просил взыскать с ответчика транспортный налог за ДД.ММ.ГГ. в сумме *** рублей.

В судебном заседании представитель ИФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы Смирнов П.В. исковые требования поддержал, пояснив, что налоговый орган в результате контрольных мероприятий выявил, что при исчислении транспортного налога неправильно были применены налоговые ставки. Налогоплательщиком оплачивался транспортный налог на №, ДД.ММ.ГГ., как легковой автомобиль, а необходимо было применять налоговую ставку, предусмотренную для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Налоговый орган вправе доначислить налог за ДД.ММ.ГГ.., за ДД.ММ.ГГ.(то есть до момента отчуждения транспортного средства).

Ответчик П.И.П. иск не признал, ссылаясь на то, что уплата налога за указанное транспортное средство им проводилась полностью и в установленные сроки, согласно налоговых уведомлений ФНС № от ДД.ММ.ГГ. год ( чек-ордер от ДД.ММ.ГГ.); № от ДД.ММ.ГГ. (чек-ордер от ДД.ММ.ГГ.); № от ДД.ММ.ГГ. (чек- ордер от ДД.ММ.ГГ.). Изначально транспортное средство являлось грузовым, о чем указывалось МРЭО ГИБДД при передаче сведений в налоговый орган. Однако должностные лица неверно применяли налоговую ставку, в связи с чем ИФНС по Первомайскому району г. Пензы неправомерен доначислять транспортный налог. Кроме того в ДД.ММ.ГГ. автомобиль продан. Налоговое требование им не было получено, что ставит под сомнение факт его отправки адресату.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с п.1 ст. 44 НК РФ обязанность уплачивать налоги возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и свой счет (ст. 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из ст. 357 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Судом установлено, что по учетным данным МРЭО ГИДД при УВД по ... до ДД.ММ.ГГ. собственником автомобиля марки №, ДД.ММ.ГГ., мощность двигателя *** л.с, являлся П.И.П., проживающий по адресу: г.Пенза, ...(л.д.10).

На основании данных регистрирующего органа ИНФС по Первомайскому району г.Пензы П.И.П., как законному владельцу указанного транспортного средства в ДД.ММ.ГГ. и по ДД.ММ.ГГ.., начислялся транспортный налог, расчет которого производился по ставке, применяемой для легковых автомобилей с мощностью двигателя *** лошадиных сил.

Данный факт подтверждается налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГ. (чек-ордер от ДД.ММ.ГГ.); налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГ. (чек- ордер от ДД.ММ.ГГ.). Факт уплаты транспортного налога за указанный период стороной истца оспорен не был.

Затем П.И.П. был доначислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГ. в сумме *** рублей, что подтверждается данными налогового обязательства (л.д.5-7).

ДД.ММ.ГГ. П.И.П.. было направлено налоговое уведомление № на доплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГ. в размере *** рублей в срок до ДД.ММ.ГГ. ( л.д.8).

ДД.ММ.ГГ. ИФНС по ... в результате контрольных мероприятий было выявлено у ответчика недоимка по транспортному налогу с физического лица в размере *** рублей, срок уплаты которого -ДД.ММ.ГГ.

Поскольку ответчиком в установленный срок транспортный налог доплачен не был, ИФНС по Первомайскому району г. Пензы в его адрес было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГ. об уплате транспортного налога ДД.ММ.ГГ. в размере *** рублей ( л.д.3). При этом налогоплательщику было разъяснено, что в случае неуплаты налога в срок до ДД.ММ.ГГ., то налоговым органом будут приниматься меры, предусмотренные налоговым законодательством по взысканию налога.

Факт отправки истцом указанного требования ответчику подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГ. ( л.д.11).

ДД.ММ.ГГ. налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа на взыскание транспортного налога. ДД.ММ.ГГ. мировым судьей судебного участка №3 Первомайского района г. Пензы выдан судебный приказ на взыскание с П.И.П. транспортного налога в размере *** рублей. ДД.ММ.ГГ. указанный судебный приказ был отменен, в связи с обращением П.И.П. с заявлением о его отмене.

ДД.ММ.ГГ. (в последний день срока для предъявления требований к ответчику) по почте в Первомайский районный суд г. Пензы было направлено исковое заявление о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГ.

Материалами дела и данными лицевого счета ответчика подтверждается, что на день проведения судебного разбирательства указанные доначисления по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГ. в сумме *** рублей ответчиком не уплачены, доказательств, подтверждающих обратное, стороной ответчика, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.

При этом, в своих возражениях на иск ответчик ссылается на то, что истец за период с ДД.ММ.ГГ. по данным МРЭО ГИДД при УВД по Пензенской области начислял ему транспортный налог в установленном законом порядке на автомобиль марки №, ДД.ММ.ГГ., мощностью двигателя *** л.с, который им был уплачен в установленные законом сроки. Считает доначисление ему *** рублей по данному виду налога не основанном на законе, нарушающим его права.

Суд находит данный довод ответчика необоснованным по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией, на основании поступивших из органов ГИБДД сведений на автомобиль, принадлежавший ответчику до ДД.ММ.ГГ., в которых тип транспортного средства указан как «грузовой фургон», «назначение (категория) транспортного средства»-«***», мощность двигателя - *** лошадиных сил, произвел перерасчет транспортного налога по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до *** лошадиных сил.

Согласно ч.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.1 ч.1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется: в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - «Грузовые автомобили» или «Легковые автомобили».

Налоговый кодекс РФ не определяет понятие грузового и легкового автотранспортного средства для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 установлено:

- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;

- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;

- в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).

Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Из анализа данных положений следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

Таким образом, при определении типа спорного транспортного средства и ставок транспортного налога, подлежащего применению при его налогообложении, необходимо руководствоваться сведениями о транспортных средствах, указанными в вышеуказанном паспорте, из которого следует, что автомобиль №, ДД.ММ.ГГ., относится к категории «Грузовые фургоны», категории «№», массой - *** кг. Сведений о том, что данный вид автомобилей отнесен к категории «легковые автомобили», данный паспорт транспортного средства не содержит.

Учитывая вышеизложенное, суд находит установленным, что автомобиль марки №, ДД.ММ.ГГ., мощностью двигателя *** л.с, ДД.ММ.ГГ., является грузовым категории «№» массой - *** кг, тип кузова «грузовой фургон», на которое ответчику был доначислен налог за период ДД.ММ.ГГ., относится в категории грузовых.

В соответствии с ч. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой

лошадиной силы).

Статья 2 Закона Пензенской обл. от 18.09.2002 N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" установила налоговую ставку на грузовые автомобили с мощностью до 100 л.с. (до 73,55 кВТ) включительно устанавливается в размере 20 рублей.

В соответствии с п. 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утв. Приказом России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177, мощность двигателя транспортного средства для целей исчисления налога определяется исходя из технической документации на соответствующие транспортные средства, и указывается в регистрационных документах. В соответствии с п. 22 Методических рекомендаций в случае расхождения сведений, предоставляемых государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные о мощности, содержащиеся в технической документации.

Поскольку судом установлено, что автомобиль марки №, ДД.ММ.ГГ., мощностью двигателя *** л.с, является грузовым категории «№» массой - *** кг, тип кузова «***», следовательно, он подлежит налогообложению исходя из положений действующего налогового законодательства для данного вида транспортных средств.

Руководствуясь п. 9 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом. Анализ материалов дела, позволяет суду прийти к выводу, что должностными лицами по результатам контрольных мероприятий правомерно доначислен транспортный налог за налоговые периоды с ДД.ММ.ГГ. налогоплательщику. При этом верно применена налоговая ставка, соблюден порядок и сроки его взыскания.

Довод ответчика о неправомерности доначисления транспортного налога из-за неверного применения законодательства должностными лицами налогового органа, суд оценивает критически, как основанный на неверном толковании норм материального права.

Не является основанием для отказа в удовлетворении иска, довод ответчика о неполучении налогового требования об уплате налога в размере *** рублей.

Исходя из смысла положений ст. 69 НК РФ получение налогового требования налогоплательщиком презумируется по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Следовательно, закон не ставит в зависимость уплату налога от получения либо не получения налогового документа.

Так как факт направления требования ответчику подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГ., то по истечении 6 дней с даты направления письма, оно считается полученным в силу закона.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления ИФНС по Первомайскому району г. Пензы была освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика следует взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей, как за требования неимущественного характера.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ИФНС по Первомайскому району г Пензы удовлетворить.

Взыскать с П.И.П. транспортный налог за ДД.ММ.ГГ. в размере *** рублей *** копеек.

Взыскать с П.И.П. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы.

Решение в окончательной форме вынесено 05. 03.2011 года.

Судья: ***

***

***

***

***

***