о постановке на учет бесхозяйной вещи



Дело № 2-311/11 ...

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 МАРТА 2011 ГОДА Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Казеевой Т.А.

при секретаре Валееве А.Т.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Пензы в интересах неопределенного круга лиц к управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы о понуждении к постановке на учет как бесхозяйную вещь - подземный газопровод,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского района г. Пензы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным исковым заявлением к управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории Первомайского района г. Пензы было установлено, что ответчиком допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие интересы жителей района. На территории Первомайского района г. Пензы имеются газовые сети, собственник или эксплуатирующая организация которых неизвестны, в частности, подземный газопровод среднего давления диаметром труб 76 мм., протяженностью 194,6 п/м., проложен по следующим земельным участкам: от места врезки в существующий газопровод (напротив дома №... по ул. ...) до территории Ю.Л.1 по земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности - 40 п/м., по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.1 - 85 п/м., по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.2 - 69,6 п/м, конечная точка врезки - котельная в/ч .... В настоящее время указанные газовые сети являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако каких-либо действенных мер со стороны управления по имущественным и градостроительных отношениям администрации г. Пензы до настоящего времени по обеспечению безопасности газовых сетей не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны ответчика может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение газовых сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Таким образом, бездействие управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных газовых сетей, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

Истец просит обязать управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы принять меры по постановке на учет как бесхозяйную недвижимую вещь - подземный газопровод среднего давления диаметром труб 76 мм., протяженностью 194,6 п/м., проложен по следующим земельным участкам: от места врезки в существующий газопровод (напротив дома №... по ул. ...) до территории Ю.Л.1 по земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности - 40 п/м., по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.1 - 85 п/м., по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.2 - 69,6 п/м, конечная точка врезки - котельная в/ч ....

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 17.02.2011 года к участию по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство государственного имущества Пензенской области.

В судебном заседании представитель истца - по доверенности Ермакова И.В. исковое заявление и его доводы поддержала по тем основаниям, просит исковое заявление удовлетворить.

Представитель ответчика управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы - по доверенности Баранова Ю.А. с иском не согласна, ссылаясь на то, что управление осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, находящиеся на территории г. Пензы. В основной массе газопроводы приобретают статус «бесхозяйных» в связи с тем, что лица, за счет средств которых они строились, не принимали необходимых действий по оформлению права собственности, поскольку это требовало дополнительных финансовых расходов. На собственнике лежит обязанность по страхованию гражданской ответственности по эксплуатации газораспределительных сетей как опасных производственных объектов, а также ответственность за причинение вреда жизни и здоровью граждан. Владелец обязан поддерживать газопроводы и сооружения в надлежащем техническом состоянии. В настоящее время организация, которая будет обслуживать газопроводы, и которой управление могло бы передать их на обслуживание, отсутствует. Считает также, что газопроводы относятся к движимым вещам, в связи с чем, в их государственной регистрации нет необходимости. Кроме того, истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При обнаружении на территории Первомайского района г. Пензы бесхозяйных газовых сетей, прокуратурой Первомайского района г. Пензы в адрес органов местного самоуправления должен был быть направлен акт прокурорского реагирования с требованием о постановке на учет бесхозяйных участков газовых сетей. Однако ни в адрес администрации г. Пензы, ни в адрес управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы истцом никаких актов относительно бесхозяйных участков газовых сетей не направлялось. Следовательно, ответчик не имел возможности знать о существовании указанных газовых сетей и о необходимости принять их в муниципальную собственность. Просит в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо ОАО «Метан» в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Министерство государственного имущества Пензенской области в суд не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Решение полагает на усмотрение суда.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.7 ФЗ от 31 марта 1999 года за № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В пункте 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года N 878, указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года за №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием, могут возникнуть чрезвычайные ситуации в пределах поселений, где проложены газовые сети.

Исходя из положений вышеуказанных норм права, следует, что вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация газоснабжения относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что газопровод подземный среднего давления диаметром 76 мм, общей протяженностью 194,6 м (материал газопровода - сталь, тип изоляции - битумно-бризольная), расположенный по адресу: ..., протяженностью 194,6 п/м, введен в эксплуатацию ... года, Строительство газопровода выполнено Ю.Л.3, заказчиком строительства выступала войсковая часть №.... Газопровод проложен по следующим земельным участкам: от места врезки в существующий газопровод (напротив дома №... по ул. ...) до территории Ю.Л.1 по земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности - 40 п/м; по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.1 - 85 п/м; по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.2 - 69,6 п/м, конечная точка врезки: котельная в/ч 44680.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой ОАО «Метан» №... от ... года, топосъемкой, актом эксплуатации газового оборудования от ... года.

Судом также установлено, что земельный участок, площадью 27,2 га в районе ..., был закреплен за войсковой частью .... Участок был предоставлен в городской черте за счет существующей территории войсковой части. В последующем указанный земельный участок был предоставлен войсковой части ... на праве постоянного бессрочного пользования войсковой части ... согласно решению Пензенской городской администрации № 2 от 10.01.1993 года. На территории войсковой части в начале 90-х годов согласно разрешению заместителя МО РФ по строительству и расквартированию №... от ... года были построены гаражные боксы на вышеуказанном газопроводе. При реорганизации войсковой части границы земельного участка были изменены и гаражные боксы оказались за территорией войсковой части и на сегодняшний день принадлежат Ю.Л.2. В настоящий момент в охранной зоне газопровода находятся кирпичные гаражные боксы №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... и №....

Установленные обстоятельства подтверждаются письмом ОАО «Метан» №... от ... года, адресованным прокурору Первомайского района г. Пензы, письмом ОАО «Метан» №... от ... года, адресованным председателю Ю.Л.2, решением исполкома Пензенского городского совета народных депутатов Пензенской области № 315/10 от 19.05.1981 года, постановлением главы Пензенской городской администрации № 365/1 от 05.05.1993 года, свидетельством о праве постоянного бессрочного пользования на землю №... от ... года, письмом командира войсковой части ... от ... года №..., адресованным главе администрации Первомайского района г. Пензы.

Из сообщения администрации г. Пензы №... следует, что газопровод, проложенный через территорию Ю.Л.2 до котельной войсковой части №..., в реестре муниципальной собственности не значится.

Не находится данное сооружение и во владении, в пользовании каких-либо физических и юридических лиц.

Из письма ОАО «Метан» №... от ... года, адресованного прокурору Первомайского района г. Пензы, следует, что в ... и ... г.г. по результатам обследования газопровода приборным методом были обнаружены места повреждения изоляции газопровода. В настоящее время газопровод является бесхозяйным, в ... году ОАО «Метан» был произведен ремонт изоляции незастроенной части газопровода. Произвести ремонт на всем участке газопровода не представляется возможным без сноса гаражных боксов.

Из изложенного следует, что газопровод является опасным производственным объектом, ОАО «Метан» производит технический осмотр спорных сооружений во избежание чрезвычайных ситуаций, в силу чего располагает сведениями о местонахождении бесхозяйных газовых сетях г. Пензы. Но при этом ОАО «Метан» не является собственником газопровода, либо лицом, которому принадлежит право владения и пользования земельным участком, с ним не заключен договор на техническое обслуживание газопровода.

Таким образом, спорные объекты недвижимости не имеют собственника, который нес бы бремя содержания указанного имущества, в связи с чем являются бесхозяйными. При этом ненадлежащее техническое состояние газовых сетей и отсутствие надлежащего обеспечения их эксплуатации создает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, что является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.225 п.3 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17сентября 2003 № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

На основании п. 2.2.8 Положения об управлении по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы, утвержденного решением Пензенской городской думы №55-6/5 от 29 мая 2009 года, данное управление осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, находящиеся на территории города Пензы, в том числе путем обращения в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Таким образом, при наличии бесхозяйных объектов, находящихся в пределах муниципального образования город Пензы управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы обязано обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет данных объектов.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Первомайского района г.Пензы к управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензыо понуждении к государственной регистрации прав и постановке на учет бесхозяйных газопроводов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика о том, что спорный газопровод является движимым имуществом, вследствие чего не подлежат специальному учету, суд находит несостоятельными, основанным на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с общероссийским классификатором основных фондов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года, газопровод является сооружением.

Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Газовые сети - система оборудования, с помощью которой осуществляется передача газа от источника газоснабжения до газопроводов - вводов к потребителям газа. В случае перемещения или транспортировки какой-либо её части, произойдет нарушение его передачи, в связи с чем, изменится её предназначение.

Согласно Правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года, охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

Таким образом, газовые сети обусловлены охранной зоной в виде земельного участка, что является необходимым для обеспечения нормальных условий для эксплуатации и исключения возможности повреждения газовых сетей.

Следовательно, газовые сети исходя из их назначения, неотделимы от земельного участка, в пределах которого осуществляется их обслуживание. В случае перемещения газопровода, его составляющие (труба, оборудование) полностью перестанут соответствовать своему назначению. В связи с чем, газопровод является объектом недвижимости, права на которые подлежат учету в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ссылка управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора не является состоятельным, действующим законом такой порядок в отношении настоящего спора не предусмотрен. Довод ответчика об отсутствии сведений о существовании спорных газовых сетей опровергается представленным в деле письмом администрации г. Пензы №... от ... года, адресованным прокурору Первомайского района г. Пензы.

При изложенных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Первомайского района г. Пензы удовлетворить.

Обязать управление по имущественным и градостроительным отношениям Администрации г. Пензы принять меры по постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество: подземный газопровод среднего давления диаметром труб 76 мм., протяженностью 194,6 п/м, проложенный по земельным участкам: от места врезки в существующий газопровод (напротив дома №... по ул. ...) до территории Ю.Л.1 по земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности - 40 п/м, по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.1 - 85 п/м., по земельному участку, правообладателем которого является Ю.Л.2 - 69,6 п/м, конечная точка врезки - котельная войсковой части 44680.

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме в Пензенский облсуд через Первомайский районный суд г. Пензы.

Судья: ...

...

...

...

...

...