Дело № 2-1077/2011 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 08 июля 2011 года Первомайский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Смирновой О.В. при секретаре Валееве А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница № о понуждении к выполнению работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, у с т а н о в и л: Прокурор Первомайского района г. Пензы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУЗ «Пензенская городская клиническая больница №», Управлению здравоохранения г. Пензы о понуждении к выполнению работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование указывает, что прокуратурой Первомайского района г. Пензы по обращению председателя Пензенской региональной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» по адресу: г. Пенза, .... В ходе проверки установлено, что инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно войти в приемное отделение указанного лечебного учреждения не представляется возможным, ввиду отсутствия на входе специально приспособленного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса. Социальная защита и поддержка инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами. Однако МУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» нарушает установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством права инвалидов, ущемляя их права на свободное передвижение и доступное обращение в органы социальной инфраструктуры. Просит суд обязать организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г. Пензы Ермакова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., уточнила исковые требования, просила МУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в приемное отделение указанного лечебного учреждения, находящегося по адресу: г. Пенза, ..., в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 08.07.2011г. произведена замена ответчика МУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» его правоприемником МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №». Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 08.07.2011г. принят отказ от иска к Управлению здравоохранения г. Пензы, производство по делу прекращено в указанной части. В судебном заседании представитель истца иск поддержала, просила его удовлетворить, пояснив, что отсутствие денежных средств у ответчика не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Указанные расходы должны быть дополнительно заявлены ответчиком распределителю денежных средств. Представитель ответчика МБУЗ «Пензенская клиническая больница №» Матросова Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ., иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, пояснила, что МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета г. Пензы, относится к муниципальной системе здравоохранения. Учреждение является юридическим лицом, имеет имущество на праве оперативного управления, а собственником имущества является г. Пенза. Учреждение обязано в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления, обеспечивать его сохранность, создавать нормальные условия эксплуатации, осуществлять капитальный и текущий ремонт, в том числе обновлять основные производственные фонды в пределах, выделяемых на указанные цели бюджетных средств. На 2011 г. бюджетное финансирование за МБУЗ закреплено, предусмотрено финансирование бюджетных средств на текущий или капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры ЛПУ, в том числе зданий и сооружений приемного отделения больницы. Исковое заявление предъявлено ненадлежащему ответчику, не собственнику объектов нежилого фонда больницы. Представитель ответчика Управления здравоохранения г. Пензы Рысин А.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., исковые требования к ответчику МБУЗ «Пензенская клиническая больница №» поддержал, пояснив, что они соответствуют требованиям закона. Имущество ответчику принадлежит на праве оперативного управления, в связи с чем оно обязано осуществлять как капитальный, так и текущий ремонт. Отсутствие денежных средств на указанные виды работ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как дополнительное финансирование производится в установленном законом порядке. Представитель третьего лица администрации г. Пензы Узбякова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что администрация г. Пензы не является учредителем учреждения, ни собственником имущества, ни распорядителем его денежных средств. Требования истца законны и обоснованы, направлены на защиту определенной категории граждан-инвалидов, ограниченных в передвижении. Доступ к лечебному учреждению должен быть оборудован пандусами со всех предусмотренных для входа мест. Представитель третьего лица Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы Николаева Т.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., разрешение требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что здание больницы по ... в г. Пензе принадлежит муниципальному образованию г. Пенза, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности. На основании договора оно передано учреждение в оперативное управление, которое обязано принимать меры к его сохранности. При недостаточности финансирования учреждение делает дополнительную заявку при составлении сметы бюджета. Требования истца законны и обоснованы. Представитель третьего лица Общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, с иском согласен. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования к МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина обязанность государства. В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из устава МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» следует, что его учредителем является муниципальное образование - «город Пенза». Полномочия собственника имущества учреждения от имени муниципального образования г. Пенза осуществляются Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы. Имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления, которым он отвечает по своим обязательствам. В пункте 2.2. Устава указано, что предметом деятельности учреждения являются: оказание специализированной и высоко квалифицированной медицинской помощи населению, участие в выполнении программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, оказание медико-социальных услуг населению, реабилитация больных и прочее. Согласно договору от ДД.ММ.ГГ. о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница №» (правопреемником которой является МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №»), за указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, согласно приложению, к которому, в частности относится здание больницы (литер А) по ... в г. Пензе, Согласно п. 2.1. договора, учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленном за ним на праве оперативного управления, в пределах, определяемых ГК РФ, федеральными законами и иными правовыми актами, целями и задачами деятельности, предусмотренными в уставе Учреждения, заданиями учредителя, назначением имущества и настоящим договором. Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что учреждение обязано в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления: использовать имущество по целевому назначению, обеспечивать сохранность имущества, возобновление, нормальные условия эксплуатации, капитальный и текущий ремонт, в том числе обновлять основные производственные фонды в пределах, выделяемых на указанные цели бюджетных средств. Прокуратурой Первомайского района г. Пензы по обращению председателя Пензенской региональной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» по адресу: г. Пенза, .... В ходе проверки установлено, что инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно войти в приемное отделение указанного лечебного учреждения не представляется возможным, ввиду отсутствия на входе специально приспособленного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса. Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГ. и не опровергаются лицами участвующими в деле. Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При анализе вышеприведенных норм закона в совокупности с положениями Конституции РФ и представленными по делу доказательствами, следует вывод, что, поскольку факт нарушения доступности здания МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» по ... в г. Пензе, для инвалидов, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, исковые требования к МБУЗ «Городская клиническая больница ... №» подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика МБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №» о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку здание по ... в г. Пензе принадлежит учреждению на праве оперативного управления, а собственником является администрация ... и на 2011 г. не предусмотрено финансирование бюджетных средств на текущий или капитальный ремонт зданий и сооружений больницы в бюджетном финансировании учреждения, не являются основанием к отказу в иске. В ходе судебного заседания установлено, что нежилое здание по ... в г. Пензе принадлежит МБУЗ «Городская клиническая больница №» на праве оперативного управления, которое включает в себя владение, пользование и распоряжение указанным имуществом в пределах определяемых нормативными актами и целями деятельности, в том числе осуществление капитального и текущего ремонта указанного имущества. К одним из целей деятельности учреждения относится оказание медико-социальных услуг населению, в том числе и инвалидам с ограниченными возможностями передвижения. Таким образом, являясь владельцем нежилого здания больницы по ... в г. Пензе, принадлежащего на праве оперативного управления, МБУЗ «Городская клиническая больница №», обязано обеспечивать нахождение указанного недвижимого имущества в состоянии, соответствующем требованиям законодательства и целям деятельности, в том числе и с созданием условий для инвалидов на свободное передвижение и доступное обращение за предоставлением медицинских услуг. Такое обстоятельство, как отсутствие финансирования на 2011 г. не является юридически значимым и не освобождает ответчика от обязанности выполнения работ по созданию условий доступа для инвалидов к объектам инфраструктуры. При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы к МБУЗ «Городская клиническая больница №». Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Первомайского района г. Пензы удовлетворить. Обязать МБУЗ «Городская клиническая больница №» организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - лечебному учреждению (приемное отделение) нежилого здания (литер А), расположенному по адресу: г. Пенза, ... Решение в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы. Решение в окончательной форме вынесено 13 июля 2011 года. Судья: ... ... ... ... ... ...