о признании постановлений судбеного пристава -исполнителя недействительными



Дело № 2-1232/2011

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

18 июля 2011 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи                         Смирновой О.В.

при секретаре                                                     Ждановой Е.В.,

рассмотрев в открытому судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по заявлению Л.С.П. о признании постановлений судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП УФССП по Пензенской области об окончании исполнительного производства недействительными,

у с т а н о в и л:

Л.С.П. обратилась в суд с заявлением о признания постановлений судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП УФССП по Пензенской области об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГ. недействительными. В обоснование указывает, что решением Первомайского районного суда г. Пензы от 20 апреля 2009 г. с ГОУ ПГУ в ее пользу взыскана заработная плата в размере 515,88 руб., проценты за несвоевременную выплату заработной платы 210,80 руб., компенсация морального вреда 800 руб. Решение вступило в законную силу 16 июня 2009 г., исполнительные лист выдан 22 июня 2009 г.

Решением Первомайского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГ. с ГОУ ПГУ в ее пользу взыскана компенсация морального вреда 500 руб. Решение вступило в законную силу 28 августа 2009 г., исполнительный лист выдан 28 августа 2009 г. Во исполнение указанных решений возбуждались исполнительные производства.

До настоящего времени решения не исполнены. Она неоднократно писала жалобы в УФССП по Пензенской области на неправомерные действия судебных приставов-исполнителей, на что ей был дан ответ, что ГОУ ПГУ финансируется за счет средств федерального бюджета, поэтому не имеет расчетных счетов, а имеет лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Пензенской области. В связи с этим исполнительные производства окончены, вынесены постановления от ДД.ММ.ГГ. об окончании исполнительных производств.

С данными постановлениями она не согласна, так как ГОУ ПГУ является юридическим лицом, которое имеет в оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. ГОУ ПГУ является бюджетным учреждением и в силу ст. 120 ГК РФ, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Просит суд отменить постановления об окончании исполнительных производств и возвращении взыскателю исполнительного документа от ДД.ММ.ГГ., восстановить срок на обжалование постановлений, в связи с тем, что она является инвалидом с детства.

В судебное заседание Л.С.П. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, причину неявки суду не сообщила.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Первомайского РО СП УФССП по Пензенской области Н.А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения требований, так как в силу закона судебный пристав-исполнитель не вправе осуществлять исполнительные действия по взысканию денежных средств с должника, финансируемого из бюджета. Бюджетным кодексом РФ предусмотрен иной порядок исполнения судебного акта. Постановления взыскателю направлены ДД.ММ.ГГ., что подтверждается книгой учета исходящей корреспонденции за 2011г. Срок для обжалования постановлений пропущен.

Старший судебный пристав РОСП УФССП по Пензенской области А.И.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена. В письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании давала объяснения аналогичные объяснениям судебного пристава-исполнителя Н.А.И.

Представитель заинтересованного лица ГОУ ПГУ в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен, причину неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лицо УФК по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что считает действия судебных приставов-исполнителей законными. ГОУ ПГУ является бюджетным учреждением. В соответствии с Бюджетным кодексом исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетной системы по денежным обязательствам бюджетного учреждения направляется взыскателем либо судом по просьбе взыскателя в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетной системы. Таким образом, судебный пристав-исполнитель не может принимать к исполнению исполнительные документы, где должником выступает бюджетное учреждение. Кроме того, ДД.ММ.ГГ. от Л.С.П. в УФК по Пензенской области поступил пакет документов (заявление, исполнительный лист от ДД.ММ.ГГ., решение Первомайского районного суда г. Пензы от 11.08.2009г.) в отношении должника ГОУ ПГУ. Исполнительный документ принят к исполнению.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 122 Закона РФ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г., жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно ст. 46 (ч.1 п.4, ч.3) Закона, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Судом установлено, что решением Первомайского районного суда г. Пензы от 20 апреля 2009 г. с ГОУ ПГУ в ее пользу взыскана заработная плата в размере 515,88 руб., проценты за несвоевременную выплату заработной платы 210,8 руб., компенсация морального вреда 800 руб. Решение вступило в законную силу 16 июня 2009 г., исполнительные лист выдан 22 июня 2009 г.

Решением Первомайского районного суда г. Пензы от 11 августа 2009 г. с ГОУ ПГУ в ее пользу взыскана компенсация морального вреда 500 руб. Решение вступило в законную силу 28 августа 2009 г., исполнительный лист выдан 28 августа 2009 г.

Во исполнение указанных решений судебным приставом-исполнителем Первомайского РО СП УФССП по Пензенской области на основании предъявленных к исполнению взыскателем Л.С.П. исполнительных листов от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ. были возбуждены исполнительные производства, соответственно, и .

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств на основании п.4 ч.1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у должника ГОУ ПГУ имущества, на которое может быть обращено взыскание, исполнительные листы возвращены взыскателю.

Суд считает, что постановления судебного пристава-исполнителя законны и обоснованны.

В судебном заседании установлено, что ГОУ ПГУ, являвшееся должником по исполнительным производствам и о взыскании с него денежных средств, - бюджетное учреждение, деятельность которого финансируется за счет средств федерального бюджета.

Из материалов исполнительных производств усматривается, что в ходе проведения исполнительных действий установлено, что ПГУ не имеет расчетных счетов, а имеет лишь лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Пензенской области.

Поскольку организация-должник является бюджетным учреждением, в отношении нее не применяется общий порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество, предусмотренный законодательством об исполнительном производстве, в связи со специальным порядком, предусмотренным бюджетным законодательством.

В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в данном случае применяется в субсидиарном порядке, к тем правоотношениям, которые не урегулированы Бюджетным кодексом (требования, предъявляемые к исполнительным документам, сроки предъявления исполнительных документов, перерыв срока предъявления исполнительного документа, восстановление пропущенных сроков предъявления исполнительного документа).

Согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов для учета средств федерального бюджета.

Из изложенного следует, что судебным приставом-исполнителем обоснованно были окончены исполнительные производства по денежным обязательствам должника, являющегося бюджетным учреждением, поскольку в данном случае у должника имелись только лицевые счета.

Следовательно, исполнение исполнительных документов должно производиться органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения, то есть Управлением Федерального казначейства Пензенской области.

Кроме того, Л.С.П. исполнительный лист от ДД.ММ.ГГ. предъявлен к исполнению в УФК по Пензенской области ДД.ММ.ГГ. и принят на исполнение.

Ссылка заявителя на ст.с. 48, 120 ГК РФ несостоятельна, поскольку этими нормами Гражданского кодекса предусмотрены общие положения о юридических лицах являющихся бюджетными учреждениями и их ответственности по обязательствам. В данном случае применяются специальные нормы бюджетного законодательства, предусматривающие порядок обращения взыскания на денежные средства бюджетного учреждения, находящиеся на лицевых счетах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления Л.С.П. не имеется. Суд также принимает во внимание, что Л.С.П. пропущен десятидневный срок для обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ. Доказательств уважительности причин пропуска заявителем не представлено, наличие инвалидности (вторая группа) таковым не является, заявитель при наличии заболевания принимала участие в судебном заседании. Кроме того, она имела возможность подать жалобу на действия судебного пристава-исполнителя как лично, через представителя, так и посредством почтовой связи.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Л.С.П. о признании постановлений судебного пристава-исполнителя Первомайского РО СП УФССП по Пензенской области от ДД.ММ.ГГ. об окончании исполнительных производств и , недействительными - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 18 июля 2011 года

Судья: ***

***

***

***

***

***