дело № 2-2049/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 декабря 2011 года Первомайский районный суд ... в составе: председательствующего судьи Потеминой Е.В., при секретаре Самохиной О.В., с участием помощника прокурора ... Чистикиной К.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ..., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОВО УМВД РФ по ... о признании незаконным бездействия и понуждении к оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ... обратился в суд с вышеназванным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия при использовании и содержании здания, расположенного по адресу ..., в котором находится батальон полиции ... ОВО УМВД РФ по .... В соответствии с Решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета депутатов трудящихся от 20.08.1966 года №386 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 24.05.1966 года №473 «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР» в список памятников истории и культуры местного значения было включено здание - дом ФИО расположенный по адресу .... В ходе проведенной проверки было установлено, что собственником нежилого здания, расположенного по адресу ..., является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... ... Указанное здание находится в оперативном управления у УВО при УВД но ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... .... Приказом ... от ... «Об утверждении Положения об Отделе вневедомственной охраны УМВД России по ...» УВО при УВД по ... переименовано в ОВО УМВД РФ по .... Несмотря на требования законодательства (ст.ст. 64, 45,48 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») по сведениям Министерства культуры и архива ... охранное обязательство на здание, расположенное по адресу: ..., до настоящего времени не заключено. Собственник здания и его пользователь в Министерство культуры и архива с заявлением о заключении охранного обязательства не обратились, несмотря на то, что здание находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, что является недопустимым. Указанный факт подтверждается протоколом осмотра от .... Отсутствие охранного обязательства у объекта культурного наследия нарушает права и интересы неопределенного круга лиц тем, что ограничивается право доступа к данному объекту культурного наследия граждан, ввиду его аварийности, а также интересы Российской Федерации, как собственника данного объекта, в связи с тем, что разрушение здания может привести к утрате объекта культурного наследия регионального значения. Просил признать бездействие ОВО УМВД РФ по ..., выразившееся в неоформлении охранного обязательства, незаконным; обязать ОВО УМВД по ... оформить охранное обязательство на объект культурного наследия - здание, расположенное по адресу: ..., являющееся федеральной собственностью. Представитель истца- помощник прокурора ... Чистикина К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Представитель ответчика ОВО УМВД России по г.Пензе - Лунькина Э.О., действующая на основании доверенности, иск не признала. Из ее объяснений следует, что с ... нежилое здание по адресу: ..., находящееся в оперативном управлении ОВО УМВД России по ..., ответчиком фактически не используется, необходимость в его использовании отсутствует. Оформление охранного обязательства повлечет для ответчика финансовые затраты, однако ОВО УМВД России по ... не располагает денежными средствами на данные цели. Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в ... - Швецова Ю.С., действующая на основании доверенности, полагала решение на усмотрение суда. Из ее объяснений следует, что объект культурного наследия - здание, расположенное по адресу: ..., являющийся федеральной собственностью, до настоящего времени находится оперативном управлении ответчика. Представитель третьего лица Министерства культуры и архива ... - Муштаков-Лентовский С.Е., действующий на основании доверенности, иск прокурора ... поддержал. Пояснил, что на ответчике, как пользователе объекта культурного наследия местного значения, в силу требований закона лежит обязанность по оформлению охранного обязательства. Охранное обязательство на спорный объект по адресу ..., до настоящего времени не оформлено. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к следующему: В соответствии с Решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета депутатов трудящихся от 20.08.1966 года №386 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 24.05.1966 года №473 «О состоянии и мерах по улучшению охраны памятников истории и культуры в РСФСР» в список памятников истории и культуры местного значения было включено здание - дом ... расположенный по адресу ... (л.д.7-8). Указанный объект включен в Перечень памятников истории и культуры ..., передаваемых в государственную собственность ... (Приложение к Решению Законодательного ... ... от ...) Собственником нежилого здания общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ..., является Российская Федерация, указанное здание находится в оперативном управлении ОВО УМВД РФ по ..., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ... (л.д.10), копией распоряжения Территориального Управления Росимущства ... от ... (л.д.88-90); копиями постановления Главы Пензенской городской администрации «О передаче в государственную собственность ... здания по ..., ... от ...; свидетельств о государственной регистрации прав от ..., ... (л.д.13,15,16). Земельный участок, на котором расположено указанное здание, являющееся памятником истории и культуры местного значения, находится собственности Российской Федерации, в постоянном (бессрочном) пользовании ОВО УМВД РФ по ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ..., от ... (л.д.17,14). Здание по адресу: ..., представляет собой 3-хэтажное строение с мансардой и подвалом общей площадью ... кв.м. Копия технического паспорта на здание имеется в материалах дела (л.д.27-41). В ходе проверки прокуратурой ... соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия при использовании и содержании здания, расположенного по адресу ..., в котором находится батальон полиции ... ОВО УМВД РФ по ..., был произведен осмотр помещений нежилого здания. Осмотром установлено, что здание находится в аварийном состоянии: на фасадах здания наблюдается отслаивание штукатурки, выкашивание кирпичной кладки (разрушение) по всему периметру здания. Отсутствует гидроизоляция фундамента, стены подвержены грибку. Окна рассыхаются, подвергнуты гниению. Кровля в неудовлетворительном состоянии. На стенах здания имеются вертикальный трещины. Охранное обязательство у балансодержателя отсутствует. По результатам осмотра составлен протокол осмотра помещения, территорий от ... (л.д.11-12). Согласно ст. 45 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном п.2 ст. 45 указанного закона, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Согласно ст. 10 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 года № 590 утверждено «Положение о Министерстве культуры РФ», согласно которому указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), а также по охране культурного наследия, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Как следует из ст. 3 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 934-ЗПО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Пензенской области», п.1.7.6 Положения о Министерстве культуры и архива Пензенской области, утв. постановлением Правительства Пензенской области от 09.07.2009 N 547-пП, оформление охранных обязательств собственникам и пользователям объектов культурного наследия федерального и регионального значения относится к полномочиям Министерства культуры и архива Пензенской области. В соответствии со ст. 48 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно ст. 51 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 15 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия и представляющий собой государственную информационную систему. Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утверждено Приказом Министерства культуры РФ от 27 февраля 2009 г. N 37. Согласно ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В силу ч.3 ст. 63 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865. Согласно п.п.59,62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники (п.59). Охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников: государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими организациями и лицами, использующими памятники истории и культуры для научных, культурно - просветительных, туристских и иных целей; предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно - арендных и охранных договоров (п.62). Согласно п.80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. Как следует из ст.ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются видами вещных прав. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Судом установлено, что земельный участок, на котором расположен памятник истории и культуры местного значения (дом ФИО, расположенный по адресу ...) находится в постоянном (бессрочном) пользовании ОВО УМВД РФ по ...; само нежилое здание памятника - в оперативном управлении ОВО УМВД РФ по .... Таким образом, ответчик, реализуя указанные права, обязан нести бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, в том числе в соответствии с требованиями п.п.59,62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865, соблюдать порядок и условия пользования такими объектами на основании охранного документа- охранного обязательства. Суд исходит из того, что охранное обязательство является гражданско-правовой сделкой, поскольку его оформление (выдача) пользователем объекта культурного наследия, относится к действиям, направленным на установление гражданских прав и обязанностей, связанных с получением права использования такого объекта. В силу п.1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Таким образом, ответчик, как пользователь земельного участка и расположенного на нем памятника (объекта культурного наследия), в силу требований ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.п.59,62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 № 865, обязан оформить охранное обязательство на объект культурного наследия (дом генерал-губернатора Панчулидзева А.А., расположенный по адресу г. Пенза, ул. Красная, 62). Порядок оформление охранных обязательств собственникам и пользователям объектов культурного наследия регионального значения утвержден приказом Министерства культуры и архива Пензенской области № 03 от 18 января 2010 г. При принятии решения суд исходит из того, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился с целью устранения нарушений закона с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а нарушение требований ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», допущенное ответчиком, затрагивает права и нарушает интересы неопределенного круга лиц - многонационального народа Российской Федерации в сфере доступа к культурным ценностям и обеспечения их сохранности, в том числе права, установленные ст. 44 Конституции РФ. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора ..., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОВО УМВД РФ по ... о признании незаконным бездействия и понуждении к оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия подлежат удовлетворению. Согласно п.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере ... руб. Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора ..., действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОВО УМВД РФ по ... о признании незаконным бездействия и понуждении к оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ..., выразившееся в неоформлении охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия: ..., расположенный по адресу .... Обязать Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ... оформить в установленном законом порядке охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия: ... расположенный по адресу .... Взыскать с Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ... в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей 00 коп. Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд ... в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 14.12.2011 г. Судья: подпись Копия верна: Судья: Секретарь: СПРАВКА: Решение вступило в законную силу: «___»______________ 20 г. Судья: Секретарь: