о взыскании земельного налога



дело №2-1956\2011                                                                                                                                       ...

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

          6 декабря 2011 года Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Казеевой Т.А.

при секретаре                                    Гришиной Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Токареву С.А. о взыскании земельного налога и пени,

                                                       У С Т А Н О В И Л:

Инспекция ФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с иском к Токареву С.А. о взыскании земельного налога и пени. В обоснование иска указывает, что Токарев С.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером ... За ... год Токареву С.А. был начислен земельный налог в сумме ... и авансовый платеж за ... год в суме ... по сроку уплаты до .... На основании налоговых уведомлений ... Токареву С.А. было предложено уплатить вышеуказанную сумму налога. Часть налога за ... год в сумме ... и часть аванса за ... год в сумме ... Токаревым С.А. была уплачена, в связи с чем задолженность по уплате земельного налога за ... года и аванса по земельному налогу за ... составляет ... В адрес ответчика было выставлено требование об уплате налога .... Факт отправки требования подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции от ... До настоящего времени указанное требование не исполнено. ... мировым судьей судебного участка ... был вынесен судебный приказ о взыскании земельного налога и пени с Токарева С.А.. ... указанный судебный приказ был отменен. Копия определения поступила в инспекцию ...

Инспекция ФНС России по Первомайскому району г. Пензы просит взыскать с Токарева С.А. в свою пользу задолженность по земельному налогу за ... год и авансовый платеж за ... год в сумме ... и пеню в сумме ..., восстановить срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по земельному налогу за ... и пени.       

В судебном заседании представитель истца инспекции ФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы по доверенности - Белая Е.В. исковое заявление и доводы, изложенные в нем, поддержала, дала объяснения аналогичные его содержанию. Просила восстановить срок для обращения в суд с исковым заявлением, дополнительно пояснила, что размер налога, подлежащего к уплате, исчислен правильно, поскольку в соответствии с п.4 ст. 391 НК РФ налоговая база для налогоплательщика Токарева С.А. определялась налоговым органом на сновании сведений, представленных органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этим сведениям земельный участок используется под размещение нежилого здания.

Ответчик Токарев С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика по доверенности - Рябышев А.Б. иск не признал и пояснил. Инспекция ФНС России по Первомайскому району г. Пензы исчисляет земельный налог о Токареву С.А. на основании п.2.3 2 решения Пензенской городской думы от 25 ноября 2005 года № 238-16/4 по ставке 1,5 % кадастровой стоимости участка как для «прочих земельных участков». На земельном участке ...1, в отношении которого начислен земельный налог, расположен гараж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ... и решением арбитражного суда Пензенской области от .... По этой причине Токарев С.А, руководствуясь п.2.2 решения Пензенской городской думы от 25 ноября 2005 года № 238-16/4 самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, «занятого гаражом». В настоящее время происходит подготовительная работа для изменения целевого назначения земельного участка «под размещение гаражей». Просит отказать в иске, в том числе, и по причине пропуска процессуального срока, для восстановления которого не имеется законных оснований.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд считаетисковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Во исполнение данного положения подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

        Также пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно п.1. ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог отнесен к местным налогам.

       Согласно абз.3 и 5 п.4 ст.12 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

       В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве общей собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введён налог.

По смыслу ч. 1, ч. 2 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Решением Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога» с 1 января 2006 года на территории города Пензы введены земельный налог, порядок и сроки его уплаты за земли, находящиеся в пределах границ города Пензы.

Согласно пункту 3 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 396 НК РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Статья 397 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно п. 4 (в редакции от 23.04.2009 года, регламентировавшей налоговые правоотношения за 2009 год)указанного решения Пензенской городской Думы физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 настоящего Решения.

По итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по налоговым ставкам, и суммой авансового платежа по налогу.

Согласно п.4 (в редакции от 27.11.2009 года, регламентировавшей налоговые правоотношения за 2010 год) решения Пензенской городской Думы физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают один авансовый платеж по налогу не позднее 1 августа. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной второй налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 настоящего Решения.

По итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по налоговым ставкам, и суммой авансового платежа по налогу.

Согласно пункту 3 статьи 58 Кодекса обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

В судебном заседании установлено, что Токарев С.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ... общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ... сделана запись о регистрации ... и выдано свидетельство о государственной регистрации права ... Следовательно, Токарев С.А. является плательщиком земельного налога.

В соответствии с ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Пунктом 2 указанного решения Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 года № 238-16/4 установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе: 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых гаражами и автостоянками (п.2.2); 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков (п.2.3).

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что ставка земельного налога зависит от категории земли и вида разрешенного использования земельного участка

Из материалов дела усматривается, что за ... год Токареву С.А. был начислен земельный налог в сумме ... и авансовый платеж по земельному налогу за ... год в сумме .... При этом расчёт земельного налога налоговым органом производился на основании сведений, представленных органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по ставке 1,5 %, применяемой для «прочих земельных участков».

На основании налоговых уведомлений ... рублей от ... и ... Токареву С.А. было предложено уплатить вышеуказанную сумму налога.

Как следует из данных налогового обязательства и подтверждается копиями чеков-ордеров от ..., Токарев С.А. уплатил часть налога за ... год в сумме ... и часть аванса за ... год в сумме ... самостоятельно рассчитав сумму налога из ставки 0,3%.

       Суд соглашается с возражениями представителя ответчика о неправильном применении налоговой ставки при исчислении земельного налога в отношении земельного участка ответчика, занимаемого гаражом. Ранее спорный земельный участок принадлежал ЧЛВ для размещения, обслуживания и эксплуатации нежилого здания ... что подтверждается имеющейся в деле правоустанавливающих документов копией распоряжения мингосимущества Пензенской области от ... Решением арбитражного суда Пензенской области от ... установлено, что на земельном участке по ... ранее располагалась мойка. В соответствии с техпаспортом от ... после реконструкции на нем располагаются нежилые здания ... состоящие из помещений двух гаражей с подсобными помещениями и антресолью. Указанные строения расположены на принадлежавшем ЧЛВ земельном участке площадью ... (являющемся объектом налогообложения при рассмотрении настоящего дела). Названным судебным решением признано право собственности ЧЛВ на нежилое здание общей полезной площадью ... по ... состоящее из ... Токарев С.А. приобрел у ЧЛВ спорный земельный участок и расположенный на нем гараж, оформив на них впоследствии право собственности. Как видно из свидетельства о госрегистрации права от ... за № ... объектом права указано нежилое здание (гараж), ...

       В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.        Тем не менее, факт размещения гаража на спорном земельном участке является юридически значимым обстоятельством и истцом не оспаривается. Указанное обстоятельство является основанием для применения при расчете суммы налога налоговой ставки 0,3%. С учетом изложенного обстоятельства земельный налог за вменяемый период ответчиком оплачен своевременно и в полном объеме.

На основании п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

         После исследования обстоятельств по делу суд не усматривает законных оснований для начисления пени с ответчика.

В соответствии с ч.1, ч.2 ч.10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из требования ... от ..., Токареву С.А. для погашения задолженности по земельному налогу был предоставлен срок до ...

Следовательно, срок для обращения в суд о принудительном взыскании налога на имущество физических лиц должен исчисляться с ... в течение шести месяцев. Поэтому налоговый орган с требованием о принудительном взыскании был вправе обратиться в суд до .... Судебный приказ о взыскании задолженности по налогу с Токарева С.А. от ... мировым судьей 3-го судебного участка Первомайского района г.Пензы был отменен .... С настоящим иском ИНФС обратилась ..., то есть за пределами установленного срока.

Обсудив ходатайство представителя истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, выслушав мнение представителя ответчика, возражавшего против восстановления срока, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения ходатайства. Истцом является юридическое лицо, имеющее в своей структуре юридический отдел и располагающее возможностью обращения в суд в установленные сроки. Факт обращения истца с заявлением о выдаче судебного приказа не является уважительной причиной для восстановления пропущенного процессуального срока.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования инспекции ФНС о взыскании с ответчика недоимки по земельному налогу за ... годы в размере ... и пени в сумме ... удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск инспекции ФНС по Первомайскому району г. Пензы к Токареву С.А. о взыскании земельного налога и пени оставить без удовлетворения.

           Решение может быть обжаловано в Пензенский облсуд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.

Судья: ...

...

...

...

...

...