Дело № 2-2307/2011 о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии



Дело №2-2307/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи          Железняк Н.В.,

при секретаре                                      Гольтяпиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г. Пензе гражданское дело по иску Музуровой Т.Н. к УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии,

установил:

Музурова Т.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением от ... г. № ... ей было отказано в назначении пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. В ее специальный стаж не был включен следующий период: с ... г. по ... г. - отпуск по уходу за ребенком. С данным решением она не согласна. Просит признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе Пензенской области от ... г. № ... незаконным, включить в ее специальный стаж период с ... г. по ... г. - отпуск по уходу за ребенком; обязать УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с ... г..

В судебное заседание истец Музурова Т.Н. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области Жиляева Н.В., действующая на основании доверенности от ... г. № ..., с иском не согласилась, пояснив, что в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, независимо от их возраста. В специальный стаж истца не был включен период с ... г. по ... г. - отпуск по уходу за ребенком, так как действующие нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии, не содержат каких-либо условий, при которых спорный период подлежал бы включению в специальный стаж истицы. Кроме того, решением Первомайского районного суда г. Пензы от 15.11.2011 года в удовлетворении исковых требований Музуровой Т.Н. о включении в специальный стаж периода работы с ... г. по ... г. в должности учителя ... ... было отказано.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что ... г. Музурова Т.Н. обратилась в УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... г. № ... в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж Музуровой Т.Н. не был засчитан период с ... г. по ... г. - отпуск по уходы за ребенком, в связи с чем ее специальный стаж составил 24 года 2 месяца 25 дней.

Согласно дополнению к протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... г. № ... в специальный стаж истца также не был включен период ее работы в должности учителя ... ... с ... г. по ... г., в связи с чем ее специальный стаж составил 23 года 3 месяца 25 дней.

Решением Первомайского районного суда г. Пензы от 15.11.2011 года, вступившим в законную силу 28.11.2011 года, в удовлетворении исковых требований Музуровой Т.Н. о включении в специальный стаж периода работы с ... г. по ... г. в должности учителя ... ... было отказано.

В период с ... г. по ... г. Музурова Т.Н. работала в ... ... в должности учителя, что подтверждается трудовой книжкой серии ... № ... от ... г. и справкой № ... от ... г.. В период с ... г. по ... г. Музурова Т.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д. 7-13), копией приказа № ... от ... г. ... (л.д. 19).

Суд считает, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ... г. по ... г. был необоснованно не включен в ее специальный стаж по следующим основаниям.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985 года) кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Этот отпуск может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

На основании ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 12.03.1992 г.), кроме отпуска по беременности и родам, женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 30.03.1970 г. время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, в том числе, при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и льготных размерах.

Пункт 2 постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", предусматривал, что с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии со ст. 71 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, в редакции закона СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1, женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов и, по их желанию, при наличии общего трудового стажа не менее одного года (женщинам, не достигшим восемнадцати лет, - независимо от продолжительности трудового стажа) частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Работающим женщинам, не имеющим годичного стажа работы, пособие по уходу за ребенком выплачивается в половинном размере.

Кроме указанных отпусков женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (06.10.1992 года), с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала статья 167 КЗоТ РФ, предусматривающая включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия указанных нормативных актов, то с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверены в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по ухода за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у Музуровой Т.Н. начался до ... г., суд приходит к выводу, что период с ... г. по ... г. подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Поскольку с учетом спорного периода специальный стаж истицы составит менее 25 лет, то требование Музуровой Т.Н. о понуждении ответчика назначить ей пенсию с ... г. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление Музуровой Т.Н. подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Музуровой Т.Н. к УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии - удовлетворить частично.

Признать решение УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ... г. № ... об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно незаконным в части исключения из специального стажа Музуровой Т.Н. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ... г. по ... г..

Обязать УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области включить Музуровой Т.Н. в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии досрочно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ... г. по ... г..

Иск Музуровой Т.Н. в части обязать УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с ... г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

Судья: