дело № 2-614/2011 ...
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
26 апреля 2011 года Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Казеевой Т.А.
при секретаре Гришиной Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Винокурову Д.В. о взыскании транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным иском к Винокурову Д.В., указывая, что по сведениям ГИБДД ответчик являлся владельцем легкового автомобиля марки ... с мощностью двигателя 64 л.с. в период с ... по ... года и грузового автомобиля ... с мощностью двигателя 140 л.с. в период с ... года по настоящее время.
В 2010 году Винокурову Д.В. был доначислен транспортный налог за 2007, 2008 и 2009 годы в сумме 2 286 рублей 67 копеек, направлены налоговые уведомления №... от ... года на уплату транспортного налога за 2009 год в сумме 1 960 рублей, налоговые уведомления №... от ... года на уплату транспортного налога за 2008 год в сумме 280 рублей, налоговые уведомления №... от ... года на уплату транспортного налога за 2007 год в сумме 46 рублей 67 копеек, срок уплаты установлен ... года. В установленный в уведомлениях срок уплата налога произведена не была.
В связи с этим ... года в адрес ответчика было направлено требование №... об уплате задолженности по транспортному налогу в срок до ... года. В указанный срок задолженность по транспортному налогу погашена не была. 27 декабря 2010 года мировым судьёй судебного участка № 6 Первомайского района г. Пензы был вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ответчика. 19 января 2011 года судебный приказ был отменён в связи с поступившими возражениями ответчика, в инспекцию копия определения об отмене судебного приказа поступила ....
ИФНС по Первомайскому району г. Пензы просила взыскать с Винокурова Д.В. задолженность по транспортному налогу за 2007- 2009 годы в сумме 2 286 рублей 67 копеек, восстановить срок для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу.
В судебном заседании представитель истца ИФНС по Первомайскому району г. Пензы Дурманова О.М., действующая на основании доверенности №... от ... года, поддержала исковые требования, дав объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Пояснила, что срок пропущен налоговым органом по уважительной причине: в связи с обращением к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, последующей отменой приказа и поздним получением копии определения об отмене судебного приказа.Ответчик Винокуров Д.В., извещенный судом по известному адресу, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в заочном порядке.
В письменных возражениях Винокуров Д.В. указывал, что с иском не согласен. Полагает, что уплатил транспортный налог за 2007-2009 годы полностью. Доначисление налога в связи с отнесением имеющегося у него транспортного средства к грузовым автомобилям произведено неверно. Размер ставки транспортного налога зависит от категории транспортного средства и его технических характеристик (мощность, вместимость). В соответствии с п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177) при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359; - Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Однако данные методические рекомендации не являются нормативным правовым документом, предусмотренным для общего пользования. Общероссийский классификатор предназначен для целей учёта и статистики основных средств и не может применяться при расчёте транспортного налога. Для установления категории автотранспортного средства контролирующие ведомства рекомендуют руководствоваться данными паспорта транспортного средства. В этом документе указывается тип и категория транспортного средства. Под типом понимают характеристику автомобиля, определяемую его конструктивными особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т.д.). Когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать вопрос в пользу владельцев транспортных средств. Он является владельцем легкового транспортного средства ..., вес которого не превышает максимальной массы 3 500 кг, в связи с чем оснований для доначисления налога не имеется. Законных оснований для восстановления срока для подачи искового заявления не усматривает.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает,что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Винокуров Д.В. является владельцем транспортного средства - ... ..., ... года выпуска, с мощностью двигателя 140 л.с. в период с ... года по настоящее время (л.д....). Следовательно, Винокуров Д.В. является плательщиком транспортного налога в отношении данного транспортного средства.Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом.
На основании пунктов 1 и 3 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статья 361 НК РФ устанавливает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, сроки и порядок уплаты транспортного налога установлены Законом Пензенской области от 18.09.2002 N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области".
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Пензенской области от 18.09.2002 N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" (в ред. Закона Пензенской обл. от 02.04.2008 N 1502-ЗПО) физические лица производят уплату платежей по месту нахождения транспортного средства не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела усматривается, что первоначально расчёт транспортного налога в отношении транспортного средства - ... ... за 2007-2009 годы налоговым органом производился на основании сведений, представленных ГИБДД, по ставке, применяемой для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил (12 за 2007 год, 14 за 2008 год, 16 за 2009 год). В связи с этим Винокурову Д.В. был начислен транспортный налог за 2007 год в сумме 280 рублей, за 2008 год в сумме 1960 рублей, за 2009 год в сумме 2240 рублей. Указанные суммы транспортного налога ответчиком были уплачены, что подтверждается копиями чеков-ордеров (л.д....) и данными его налогового обязательства (л.д....).
В 2010 году инспекцией ФНС по Первомайскому району г. Пензы в связи с уточнением сведений относительно вышеуказанного транспортного средства (отнесением его к грузовым транспортным средствам) в отношении Винокурова Д.В. был произведён перерасчёт транспортного налога за 2007-2009 годы по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил (14 за 2007 год, 16 за 2008 год, 30 за 2009 год). За 2007 год доначислен транспортный налог в сумме 46 рублей 67 копеек, за 2008 год - в сумме 280 рублей, за 2009 год в сумме 1960 рублей. В связи с этим Винокурову Д.В. были направлены налоговые уведомления №... от ... года, №... и №... от ... года на уплату транспортного налога за 2007-2009 годы в срок до 16 июня 2010 года (л.д....). До настоящего времени указанная задолженность по транспортному налогу за 2007-2009 годы в общей сумме 2 286 рублей 67 копеек ответчиком не погашена.При этом суд не соглашается с возражениями ответчика о том, что налоговым органом безосновательно произведено доначисление транспортного налога в отношении имеющегося у него транспортного средства ..., исходя из отнесения его к грузовым автомобилям, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом ФНС РФ от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ (ред. от 13.01.2011) "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации" утверждена, в том числе и форма Т "Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце" сообщаемых Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в налоговые органы в порядке п.4 ст.85 НК РФ
Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные транспортные средства зарегистрированы.
Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 19.01.2011) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств.
В соответствии с п.27 и п.28 указанного Положения в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года, :
A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
В соответствии с ГОСТ Р52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория N 1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Согласно сведениям Сравнительной таблицы категорий транспортных средств по классификации Конвенции, приведенной в приложении 3 к вышеуказанному Положению, к категории "В" относятся - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: "M1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя (легковые); "N1" - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.(грузовые). Следовательно, к категории «В» причисляются транспортные средства, которые в силу своих конструкторских особенностей и назначения относятся и к «грузовым автомобилям», и к «легковым автомобилям».
В силу статьи 361 НК РФ Закона Пензенской области от 18.09.2002 N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" при исчислении налоговой ставки учитывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (тип, вид - наименование транспортного средства) - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
Как следует из копии свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (л.д....) в графах тип транспортного средства указано «...».
Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться, в том числе и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Согласно Общероссийскому классификатору фургоны отнесены к подразделу "Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов ( автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)(код 15 3410020).
Указанные обстоятельства позволяют отнести транспортное средство ответчика к грузовым автомобилям.
Вместе с тем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы в связи с пропуском истцом срока подачи искового заявления о взыскании налога с налогоплательщика физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из требования №... от ... года, Винокурову Д.В. для погашения задолженности по налогу за 2007-2009 годы был предоставлен срок до 16 июля 2010 года.
Следовательно, срок для обращения в суд о принудительном взыскании налога на имущество физических лиц должен исчисляться с 17 июля 2010 года в течение шести месяцев. Поэтому налоговый орган с требованием о принудительном взыскании был вправе обратиться в суд до 17 января 2011 года включительно, а обратился 15 марта 2011 года, то есть за пределами установленного срока.
Обсуждая ходатайство представителя истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим исковым заявление, суд приходит к выводу, что истцом не представлено каких-либо объективных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска данного срока. При этом суд находит несостоятельным довод представителя истца Дурмановой О.М. о том, что срок обращения в суд с вышеназванным иском пропущен по уважительной причине в связи с подачей заявления о выдаче судебного приказа мировому судье. Из материалов дела и объяснения представителя истца следует, что судебный приказ был отменен 19 января 2011 года, а исковое заявление о взыскании с ответчика транспортного налога было подано истцом лишь 15 марта 2011 года. В связи с этим суд не находит оснований для восстановления налоговому органу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с Винокурова Д.В. задолженности по транспортному налогу, в удовлетворении ходатайства о восстановлении указанного срока следует отказать.
Пропуск срока для обращения в суд исключает возможность удовлетворения требования налогового органа о взыскании транспортного налога и является основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, главой 22 ГПК РФ ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Винокурову Д.В. о взыскании транспортного налога - отказать.
Ответчик вправе подать заявление в Первомайский районный суд города Пензы об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: ...
...
...
...
...
...