Дело 1- 185/2010
Поступило в суд 12 апреля 2010 года.
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск28 октября 2010 года
Судья Федерального суда общей юрисдикции Первомайского района г. Новосибирска Громов Г.А.,
с участием государственного обвинителяпомощника прокурора Первомайского района города НовосибирскаТороповой О.В., Кондратенко Н.В.,
подсудимойКорлявиной М.В.,
защитникаФилимоновой Н.И., представившей удостоверение № 706 и ордер № 1764 от 22.10.2010 года,
при секретареКувалдиной М.В., Макеевой Ю.С.,
а также потерпевшего<данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Корлявиной М.В., <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут водитель Корлявина М.В., управляя технически исправной автомашиной «<данные изъяты>, в условиях светлого времени суток, неограниченной видимости, сухого асфальта, следовала со скоростью 40 км/ч о улице Героев Революции в направлении от улицы Чапаева с правым поворотом на улицу Молодогвардейская Первомайского района города Новосибирска.
В пути следования Корлявина М.В., имея реальную возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий, действуя с преступным легкомыслием, в нарушение требований п.п.8.1, 8.4, 8.5, 10.1 Правил дорожного движения РФ, осознавая противоправный характер своих действий, не проявила необходимой внимательности и предусмотрительности, при возникновении опасности для движения, своевременно не приняла мер к снижению скорости, при выполнении маневра правого поворота, заблаговременно, не заняла крайнее правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, не убедилась в безопасности маневра, при перестроении не уступила дорогу транспортному средству – мотоциклу №, под управлением водителя <данные изъяты> который двигался справа, попутно без изменения направления движения по проезжей части улицы Героев Революции и в 1,0 м от правого края проезжей части по ходу ее движения улицы Героев Революции и в 4,5 м до пересечения с улицей молодогвардейская произвела с ним столкновение.
В результате своих действий Корлявина М.В. по неосторожности причинила водителю мотоцикла <данные изъяты>. следующие телесные повреждения: открытый (с локализацией раны в проекции перелома) оскольчатый перелом обеих костей левой голени в средней трети со смещением фрагментов, с отслойкой кожного лоскута и размозжением мягких тканей; рана в верхней трети левой голени и ссадины в области левой голени.
Данные телесные повреждения оцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть, так как сослано п.6.11.8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года №194н, влекут за собой значительную стойкую утрату общей трудоспособности свыше 30 процентов независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи.
Причиной данного дорожно-транспортного происшествия явилось грубое нарушение водителем Корлявиной М.В. п.п. 8.1, 8.4, 8.5, 10.1 Правил дорожного движения РФ.
П.8.1.: Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствуют вытянутая левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствуют вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
П.8.4.: При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
П.8.5.: Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должен выполняться с них, если знаками 5.8.1. или 5.8.2., либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
П.10.1.: Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая Корлявина М.В. вину в совершении преступления признала частично и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она на личном, технически исправным, автомобиле с пассажиром <данные изъяты> следовала по улице Героев Революции в направлении к улице Первомайская, примерно в 1 метре от правого края проезжей части. В районе пересечения с улицей Молодогвардейская ей нужно было высадить пассажира, и она начала смещаться вправо, чтобы остановиться на пересечении ул. Молодогвардейская и Героев Революции, при этом сбросила скорость и посмотрела в зеркала заднего вида. Сзади, справа и слева попутных транспортных средств не увидела. Также не видела и мотоциклиста, несмотря на то, что местность хорошо просматривалась на расстояние не менее 50 метров. При подъезде к месту намеченной остановки, на расстоянии около одного метра от бордюра, она почувствовала удар в правую переднюю часть ее автомобиля. Она применила экстренное торможение и остановилась. Выйдя из машины и посмотрев вперед, увидела на проезжей части на расстоянии около 15 метров лежащего мужчину, на котором был одет шлем. Подойдя ближе, она увидела, что у последнего сломана нога. Справа от мужчины за пределами проезжей части лежал мотоцикл. Она поняла, что произошло столкновение с мотоциклом, после чего вызвала скорую помощь.
В настоящее время, она возместила потерпевшему 20 000 рублей в счет причиненного материального ущерба.
Вину признает частично, поскольку считает, что нарушение п.8.1 ПДД, вменен ей в обвинение не обосновано, так как перед перестроением вправо, она включила сигнал правого поворота.
Кроме частичного признания, вина подсудимой в совершении вышеуказанного преступления в полном объеме доказывается показаниями потерпевшего, свидетелей, письменными материалами уголовного дела.
Так, потерпевший <данные изъяты>. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он на личном, технически исправном мотоцикле следовал в крайнем правом ряду, примерно 0,5 метра от правого края проезжей части, в условиях светлого времени суток, сухого асфальта по улице Героев Революции в направлении от улицы Чапаева к улице Первомайская. Слева впереди двигался попутный автомобиль «Нива». Неожиданно для него автомобиль «Нива» без включения правого поворота резко начал смещаться вправо. Он, избегая столкновения, применил экстренное торможение, но избежать столкновения не смог. Столкновение произошло передней частью мотоцикла в правую переднюю часть автомобиля «Нива». Что происходило дальше он не помнит, пришел в себя в больнице, в которой в дальнейшем проходил лечение.
На лечение им было потрачено 20711 рублей. 20 000 рублей подсудимая ему возместила, просит суд взыскать с Корлявиной М.В. в свою пользу 200 000 рублей за причинение морального ущерба, поскольку длительное время испытывает нравственные и физические страдания, не может материально себя обеспечивать, так как до настоящего времени может передвигаться только с помощью костылей, является инвалидом 2 группы.
Свидетель <данные изъяты>. суду пояснила, что в начале октября 2009 года она находилась в качестве пассажира в автомобиле «Нива», которым управляла Корлявина М.В., которая приходится ей подругой. Она сидела на переднем пассажирском сидении справа. Они следовали по проезжей части улицы Героев Революции к улице Первомайская, примерно, в метре от правого края проезжей части. В районе пересечения с улицей Молодогвардейская им нужно было припарковаться. Когда они подъезжали к вышеуказанному месту, дорога была пустой, сзади их автомобиля никаких транспортных средств не было. Корлявина М.В. начала смещаться вправо, чтобы остановиться. В этот момент в переднюю часть справа их автомобиля почувствовали удар, произошло столкновение с мотоциклом. Потерпевший мотоциклист после ДТП был в сознании, но у него был болевой шок, затем «скорая помощь» увезла мужчину в больницу, затем приехали сотрудники ДПС. Дополнила, что Корлявина М.В. двигалась на автомобиле со скоростью 30-40 км/час.
Из протоколов осмотра места происшествия и схем к ним следует, что расстояние от начала тормозного следа автомобиля «ВАЗ-№ до правого края проезжей улицы Героев Революции не менее 1 м, расстояние от конца тормозного следа до правого края проезжей улицы Героев Революции 0,0 м., место столкновения находится на расстоянии 1 м от края проезжей части (л.д.10-12, 72-74).
Из протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта от 11 октября 2009 года, следует, что на момент ДТП транспортное средство – автомобиль № находился в технически исправном состоянии, имел механические повреждения: переднего бампера (л.д.15-16).
Из протокола осмотра и проверки технического состояния транспорта от 11 октября 2009 года, следует, что на момент ДТП транспортное средство – мотоцикл «№ находился в технически исправном состоянии, имел механические повреждения: передней оптики, передних указателей поворота, топливного бака, радиатора, левой подножки, переднего крыла, левого зеркала, спидометра, руля (л.д.13-14).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 437 от 04 февраля 2010 года из которого следует, что у <данные изъяты> имелись следующие телесные повреждения: открытый (с локализацией раны в проекции перелома) оскольчатый перелом обеих костей левой голени в средней трети со смещением фрагментов, с отслойкой кожного лоскута и размозжением мягких тканей; рана в верхней трети левой голени и ссадины в области левой голени. Данные телесные повреждения оцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть, так как сослано п.6.11.8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года №194н, влекут за собой значительную стойкую утрату общей трудоспособности свыше 30 процентов независимо от исхода и оказания (неоказания) медицинской помощи(л.д.66-67).
Давая оценку приведенным доказательствам, суд находит их достоверными, взаимно дополняющими друг друга, объективно отражающими обстоятельства совершенного Корлявиной М.В. преступления.
Доводы подсудимой о том, что во время движения она совершала перестроение с подачей световых сигналов в полном объеме опровергается показаниями потерпевшего, который указал, что перестроение автомобиля подсудимой на полосу его движения для него было неожиданностью, поскольку никаких световых сигналов перед совершением указанного маневра водитель не подавал, и именно поэтому ему не удалось вовремя применить торможение и избежать столкновения.
Кроме того данные протоколов осмотра, содержание которых описано выше свидетельствуют о том, что подсудимая начала маневр правого поворота не из крайнего правого положения, поскольку место столкновения расположено в 1 метре от правого края проезжей части.
Таким образом, судом установлено, что Корлявина М.В. во время движения не проявила необходимой внимательности, при этом не заняв соответствующее крайнее положение, а также не подав сигнал световым указателем и не уступив дорогу мотоциклу двигавшемуся без изменения направления справа, которым управлял потерпевший, выполнила маневр правого поворота, совершив с последним столкновение.
При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия Корлявиной М.В. по ст.264 ч.1 УК РФ, то есть нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
При назначении наказания суд учитывает характер и общественную опасность совершенного преступления, данные о личности подсудимой, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденной.
Смягчающими обстоятельствами суд признает первую судимость, раскаяние в совершенном преступлении, частичное признание вины, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка инвалида детства, который, согласно справки медицинского учреждения, нуждается в постоянном постороннем уходе, положительную характеристику по месту жительства, возмещение материального ущерба потерпевшему.
Отягчающих обстоятельств судом не установлено.
Учитывая вышеперечисленные смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих, суд считает возможным назначить наказание Корлявиной М.В. с применением ст. 73 УК РФ.
Исковые требования, заявленные потерпевшим <данные изъяты>. в части взыскания компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей подлежат частичному удовлетворению, так как Корлявина М.В. признана виновной в причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшему <данные изъяты>., с учетом положений статей 1100 и 1101 ГК РФ, где компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, но с учетом характера физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л :
Корлявину М.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ и назначить ее наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год, с лишением права управлять транспортным средством на 2 года.
В соответствии со ст.73 УК РФ наказание виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 1 год.
Дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, исполнять самостоятельно.
Срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Меру пресечения Корлявиной М.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения, подписку о невыезде.
Возложить на Корлявину М.В. обязанность не менять место жительства без уведомления органа осуществляющего исправление осужденных, являться на регистрацию в сроки установленные данным органом.
Взыскать с Корлявиной М.В. в пользу <данные изъяты> 150 000 рублей в счет возмещения компенсации морального вреда.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
СудьяГ.А.Громов