Дело № 2-954/2010
Поступило в суд 07.06.2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2010 годаг. Новосибирск
Федеральный районный суд общей юрисдикции ПервомайскогорайонаНовосибирской областивсоставе:
Председательствующего судьиМошняковой О.М.
при секретаре Киприной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермяковой О.В. к Коптелиной М.В. о государственной регистрации перехода права собственности, суд,
у с т а н о в и л:
Пермякова О.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила суд зарегистрировать переход права собственности по договору купли-продажи от 31.03.2010 года.
В обоснование заявленных требований Пермякова О.В. указывала на то, что 31.03.2010 года между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Коптелина М.В. являлась продавцом, а истица покупателем. Предметом данного договора явились 6/10 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и 6\10 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Данные объекты недвижимости расположены по адресу: <адрес>, переулок <адрес> <адрес>.
При заключении договора купли-продажи между ней и ответчиком было достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Сделка купли-продажи недвижимого имущества была фактически исполнена сторонами, а именно, истица уплатила ответчику цену договора, а ответчик передал объекты недвижимости и документы на объекты недвижимости истице, а она их в свою очередь приняла.
31.03.2010 года в присутствии специалиста УФРС по НСО истицей и ответчиком договор купли-продажи был подписан и сдан для государственной регистрации, данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.
Однако, 11.05.2010 года государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена ввиду того, что ответчиком было подано в УФРС по НСО заявление о возврате документов без проведения государственной регистрации в связи с отсутствием волеизъявления.
Истица полагает, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. В связи с чем истица и была вынуждена обратиться в суд с указанным иском.
Истица Пермякова О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 18).
Представитель истицы Кузнецова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. По существу указала на то, что во исполнение договора купли-продажи 24.08.2006 года ФИО9 передал Коптелиной М.В. сумму в размере 420 000 рублей, в связи с чем она передала ему свидетельство о праве на наследство по закону и домовую книгу, а также нотариально оформила доверенности на представителя. Однако, передачу суммы 420 000 рублей стороны надлежащим образом не оформили. После того, как для сделки были собраны все необходимые документы Пермяков С.Б. и представитель Коптелиной М.В. обратились в УФРС по НСО для регистрации договора купли-продажи, где выяснилось, что доверенность от 24.08.2007г. за Коптелиной М.В. была отозвана.
Ввиду того, что Коптелина М.В. отказывалась от заключения договора купли-продажи Пермяков С.Б. был вынужден обратиться в суд с требованием обязать Коптелину М.В. заключить договор купли-продажи и 05.10.2007г. данные исковые требования были удовлетворены.
31.03.2010 года между Коптелиной М.В. и Пермяковой О.В. было достигнуто соглашение по всем существенным условиям сделки купли-продажи вышеуказанного недвижимого имущества и составлен договор купли-продажи до подписания которого Коптелина М.В. обязала написать Пермякову О.В. расписку о задолженности оплаты остатка стоимости недвижимого имущества на сумму 219 000 рублей и на сумму 10 000 рублей, без данных расписок Коптелина М.В. отказывалась сдавать документы на регистрацию и подписывать договор.
После подписания сторонами заявлений о проведении регистрации Пермякова О.В. передала Коптелиной М.В. остаток денежных средств, после чего стороны подписали договор купли-продажи.
Указала, что поскольку п. 2.1 договора купли-продажи содержит в себе условие о том, что покупатель передал продавцу полностью сумму в размере 450 000 рублей до подписания договора Пермякова О.В. не стала истребовать у Коптелиной М.В. подлинные экземпляры расписок.
Представитель ответчика – Колесник В.В. в судебном заедании заявленные требования не признала в полном объеме, просила суд в их удовлетворении отказать. По существу пояснила, что 31.03.2010 года она и Пермякова О.В. подписали проект договора купли-продажи и сдали его в регистрирующий орган, однако в данном договоре от 31.03.2010 года не верно был указан номер квартиры Коптелиной М.В.по адресу: <адрес> - вместо номера 21 был указан неверно номер 30 (л.д. 33).
Указанный договор был возвращен сторонам в связи с вышеуказанными обстоятельствами на доработку из Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
В дальнейшем Коптелина М.В. обнаружила то обстоятельство, что Пермякова О.В. при заключении указанного договора купли-продажи действовала от своего имени, а не от имени Пермякова С.Б., брак между ними расторгнут, доверенности от него у нее нет, в связи с чем ею было подано заявление в регистрирующий орган о возврате документов без проведения государственной регистрации. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду того, что договор между истицей и ответчицей не был заключен, Коптелина М.В. его не подписала.
Ответчик Коптелина М.В. пояснила в судебном заседании, что была введена в заблуждение Пермяковой О.В. о том, что она действует не от своего имени, а от имени Пермякова С.Б., в связи с чем новый договор купли-продажи с исправленными в нем данными о номере своей квартиры она подписывать с Пермяковой О.В. отказалась, основной договор купли-продажи от 31.03.2010 года с ней не подписывала.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что 07.08.2006 года между Пермяковым С.Б. и Коптелиной М.В. был заключен предварительный договор купли-продажи, в соответствии с которым Коптелина М.В. являлась продавцом, а Пермяков С.Б. – покупателем 6/10 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: г. Новосибирск, пер. <адрес>. Данный договор был удостоверен нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Оленич М.И. и в соответствии с условиями предварительного договора купли-продажи стороны обязались заключить основной договор в срок до 06.08.2007 года (л.д. 42).
Представитель истца в судебном заседании пояснила, что ответчик уклонялась от заключения основного договора купли-продажи и решением федерального районного суда общей юрисдикции Первомайского района г. Новосибирска от 05.10.2007 года она была обязана заключить с Пермяковым С.Б. договор купли-продажи на указанные 6\10 долей в праве собственности на жилой дом и 6/10 долей в праве собственности на земельный участок по адресу: г. Новосибирск, <адрес>, <адрес> на условиях предварительного договора от 07.08.2006 года (л.д. 43-46).
Согласно ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Представитель истца пояснила в судебном заедании, что 31.03.2010 года между Пермяковой О.В. и Коптелиной М.В. был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Коптелина М.В. являлась продавцом, а Пермякова О.В. покупателем 6/10 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: г. Новосибирска, Первомайский район, переулок <адрес> <адрес> (л.д.33-34).
Сделка купли-продажи недвижимого имущества была фактически исполнена сторонами, а именно, истица уплатила ответчику цену договора, а ответчик передал объекты недвижимости и документы на объекты недвижимости истице, а она их приняла в соответствии с п. 2.1 и п. 3.3 договора купли-продажи от 31.03.2010 года (л.д. 33-34).
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав от 11.05.2010 года № 01/229/2010-104 11.05.2010 года государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена ввиду того, что Коптелиной М.В. было подано в Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области заявление о возврате документов без проведения государственной регистрации в связи с отсутствием волеизъявления ( л.д. 6).
Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
Однако, представитель ответчика пояснила в судебном заедании, что Коптелина М.В. предполагала, что Пермякова О.В. действует по доверенности от имени Пермякова С.Б. и 31.03.2010 года подписала с ней проект договора купли-продажи, после чего стороны сдали его в регистрирующий орган, однако в данном договоре от 31.03.2010 года не верно был указан номер квартиры Коптелиной М.В.по адресу: <адрес> - вместо номера 21 был указан неверно номер 30 (л.д. 33) и указанный договор был возвращен сторонам в связи с вышеуказанными обстоятельствами на доработку из Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области.
В дальнейшем Коптелина М.В. обнаружила то обстоятельство, что Пермякова О.В. при заключении указанного договора купли-продажи действовала от своего имени, а не от имени Пермякова С.Б., доверенности от его имени у нее нет, в связи с чем Коптелиной М.В.было подано заявление в регистрирующий орган о возврате документов без проведения государственной регистрации, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 11.05.2010г. № 01/229/2010-104 (л.д. 6).
Ответчик пояснила, что была введена в заблуждение Пермяковой О.В. о том, что она действует не от своего имени, а от имени Пермякова С.Б., брак между ними был расторгнут и доверенности на совершение действий от его имени у нее не было, в связи с чем новый договор купли-продажи с исправленными в нем данными о номере своей квартиры Коптелина М.В. подписывать с Пермяковой О.В. отказалась, основной договор купли-продажи от 31.03.2010 года с ней не подписывала и не заключала.
Согласно ч. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами
Таким образом, основной договор купли-продажи должен быть заключен этими же сторонами на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Судом установлено, что Пермякова О.В. не является стороной в предварительном договоре купли-продажи от 07.08.2006 года.
Доводы представителя истца о том, что 03.04.2009 года Пермяков С.Б. заключил договор уступки права требования с Пермяковой О.В., по условиям которого он в качестве дара уступает, а Пермякова О.В. принимает право требования к Коптелиной М.В. исполнения обязательства по заключению договора купли-продажи на условиях предварительного договора от 07.08.2006 года суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Следовательно, представленный договор от 03.04.2009 года, заключенный между Пермяковым С.Б. и Пермяковой О.В. суд признает не допустимым доказательством, поскольку уступка возможна только права, но не обязанности.
Пермяков С.Б. решением суда был обязан заключить основной договор с Коптелиной М.В., следовательно, это его обязанность, которую он до настоящего времени не исполнил.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области зарегистрировать переход права собственности от Коптелиной М.В. к Пермяковой О.В. на объекты недвижимого имущества – 6/10 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: г. Новосибирск, Первомайский район, <адрес>, <адрес> по договору купли-продажи от 31.03.2010 года в связи с тем, что не является стороной по условиям предварительного договора и не вправе требовать обязать ответчика заключить с ней основной договор купли-продажи, кроме того, ею не было представлено письменных доказательств того, что основной договор купли-продажи был заключен 31.03.2010 года между ней и Коптелиной М.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Пермяковой О.В. об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области зарегистрировать переход права собственности от Коптелиной М.В. к Пермяковой О.В. на объекты недвижимого имущества – 6/10 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: г. Новосибирск, Первомайский район, переулок <адрес>, <адрес> по договору купли-продажи от 31.03.2010 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в федеральный областной суд общей юрисдикции Новосибирской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья