о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-278/2011

Поступило в суд 25.01.2011 года

                 Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года                             г. Новосибирск

    Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Мошняковой О.М.,

При секретаре Семеновой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой И.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе г. Новосибирска о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд,

                    У С Т А Н О В И Л :

    Истица обратилась в суд с вышеизложенным иском и просила

- признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Первомайском районе г. Новосибирска» об отказе Сидоровой И.С., в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным;

- включить в ее стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на специализации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности главной медицинской сестры;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации.

- признать за Сидоровой И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Новосибирска произвести выплату пенсии со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

- взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы: госпошлину – 200 рублей 00 копеек; оплату юридических услуг по составлению искового заявления - 5000 рулей.

    В обоснование своих требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ переведена в поликлиническое отделение в должности медсестры.

ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом по договоренности в <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ принята в должности <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом для работы в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты> в этой же должности. ДД.ММ.ГГГГ переведена в <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ назначена <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ переведена в стационар круглосуточного пребывания на должность <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшей медицинской сестры в <данные изъяты>.

В конце июня 2010 г. истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Первомайском районе г. Новосибирска с просьбой о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как, по подсчетам истца, она уже приобрела право на назначение указанной пенсии.

Но после подсчета стажа лечебной деятельности истца ей в устной форме было отказано и рекомендовано обратиться в ноябре 2010 г.

Письменное заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истец подала ДД.ММ.ГГГГ

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости было отказано. В специальный стаж лечебной деятельности не засчитаны следующие периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ-нахождение в отпуске без содержания;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- нахождение в отпуске по уходу за ребенком;

ДД.ММ.ГГГГпо 17.03. 1994г - нахождение на специализации;

ДД.ММ.ГГГГ по 09.12. 1998г.- работа в должности <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- работа не на полную ставку;

ДД.ММ.ГГГГпо21.11.2008г-нахождение на курсах повышения квалификации.

То, что в стаж лечебной деятельности истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не зачислены периоды нахождения в отпуске без содержания, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, работа не на полную ставку, истец не оспаривает.

Но с тем, что в стаж лечебной деятельности, дающей истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ответчиком не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по 17.03. 1994г., с ДД.ММ.ГГГГ по 09.12. 1998 г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец не согласна. В связи с чем обратилась в суд с вышеуказанным требованием.

    В судебном заседании истица заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

    Представитель ответчика – Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г. Новосибирска Кречетова Е.А.в судебном заседании заявленные требования не признала, представил письменный отзыв (л.д.57-63) в котором указала, что силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2- П при определении права на трудовую пенсию, исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, может производиться по условиям и нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования.

Спорные периоды работы относятся к периодам до 01.01.2002г. Исчисленная пенсионным органом продолжительность стажа лечебной деятельности составила 25 лет 3 месяца 4 дня при требуемом стаже 30 лет.

Управлением также произведен расчет стажа по нормам действующего законодательства, при этом, продолжительность стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, ставила 23 года 11 месяцев 26 дней.

Решением Управления ПФР в Первомайском районе г.Новосибирска. от «17» ноября 2010г. Сидоровой И.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту трудовой пенсии 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ было отказано обоснованно, поскольку у Сидоровой И.С. отсутствует 30 лет требуемого стажа лечебной деятельности.

Указанный подпункт 20 предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

        Право на досрочную пенсию по старости медицинских работниковопределяется на основании списка должностей и учреждений, работа в которыхсчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовойпенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность поохране здоровья населения в государственных и муниципальных учрежденияхздравоохранения и правил исчисления периодов работы, дающей право надосрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшимлечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных имуниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденных постановлениемПравительства РФ от 29.10.2002г. №781.    ;

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеназванными правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516.

Пунктом 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды. получения пособия по государственному     социальному     страхованию     в     период     временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Правилами не предусмотрено включение в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы, обучения на курсах повышения квалификации, в других случаях освобождения от работы.

Таким образом, законодатель устанавливает условия, для включения периодов работы в специальный стаж.

1. фактическое выполнение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2. Выполнение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости постоянно в течение полного рабочего дня.

1.Периоды прохождения Сидоровой И.С. курсов специализации и усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 17. 10. 1994г. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; не подлежат включению в стаж лечебной деятельности, поскольку не соблюдается условие включения периодов в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости стаж, а именно, наличие факта выполнения работы.

Данное положение объясняется различной правовой природой соответствующих периодов и соответствует принципу охраны здоровья и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Иное понимание приведенных норм противоречит принципу справедливости при назначении пенсии лицам, непосредственно осуществлявшим деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на организм.

В системе ныне действующего правового регулирования пенсионного обеспечения для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, система льготных условий для приобретения права на трудовую пенсию (также как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве), направлена, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному    воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Таким образом, требование истца о зачете в специальный стаж работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, спорных периодов нахождения на курсах специализации и усовершенствования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Доводы искового заявления о том, что в период курсов сохраняется, место работы и отчисляются взносы, подтверждают лишь обоснованность включения спорных периодов в страховой стаж, но не в стаж лечебной деятельности. А в стаж страховой периоды курсов включены Управлением изначально.

    Таким образом, УПФР считает, что у суда не имеется основания для включения в стаж на соответствующих работах указанных периодов.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, может производиться по условиям и нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования.

Так, вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников до 12.11.2002г. регулировались постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 066.

Согласно абзацу 1 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 066 периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (с последующими изменениями и дополнениями).

Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением от 06.09.1991г.№ 464, право на пенсию предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности.

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональном образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 должность главной медицинской сестры отнесена к «Руководителям учреждений», а не к среднему медицинскому персоналу. Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее в период осуществления деятельности истца в период с 1994г. по 1998г., не предусматривало право лиц, занимающих должность главной медицинской сестры на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно пункту 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном Обеспечении в РФ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от. 05.2002г.№ 3488) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001г., должны быть приложены документы: подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (пункт 1 статьи 27 закона от 17.12.2001г.)

Стаж на соответствующих видах работ подтверждается уточняющей справкой, выдаваемой администрацией организации со ссылкой на имеющиеся документы того периода, когда производились работы.

В соответствии с пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996г.№ 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР » право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет.» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 24.10.1996г. № 1181), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня.

Занятостью полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, продолжительность рабочего дня определяется исходя из ее нормальной или сокращенной продолжительности в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Документальных источников информации, подтверждающей осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения полный рабочий день, истцом не представлено.

По мнению УПФР при рассмотрении данного спора суд не вправе принимать показания свидетелей в качестве допустимого доказательства. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых вносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК).

Поэтому, после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. I 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального акона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). ("Обзор законодательства и судебной практики {ерховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года" (утв. 1остановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010) (Извлечение).

Период с 15.04.1994г. по 09.12.1998г., продолжительностью 4 года 7 месяцев 24 дня в должности главной медсестры в Узловой больнице станция Инская Западно-Сибирской железной дороги не засчитан в стаж лечебной деятельности, законно и обоснованно, так как истец занимала должность главной медицинской сестры, которая отнесена к «Руководителям учреждений», а не к среднему медицинскому персоналу, кроме того, не предоставлены документы, подтверждающие занятость на полную ставку, таким образом, не выполнено условие, предусмотренное пунктом 4 Правил от 29.10.2002г. №781.

    УПФР считает, что поскольку Сидоровой И.С. документально не подтверждены основные условия, определенные законодателем для приобретения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года -10л. 00м. специального стажа, то она не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Управление считает, что решение Управления ПФР в Первомайском районе г. Новосибирска №. 1426535 от «17» ноября 2010г. об отказе Сидоровой И.С. в назначении досрочной трудовой пенсии вынесено законно и обоснованно, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району не согласно также с исковыми требованиями Сидоровой И.С. о взыскании расходов по оплате услуг представителя в заявленном объеме по следующим снованиям:

в соответствии со ст. 100 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Пенсионные дела не относятся к категории особо сложных дел. Более того, к исковому заявлению не приобщены доказательства (договор на оказание юридических услуг, квитанции об оплате услуг, свидетельствующие о понесенных истцом расходах по настоящему делу (отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости).

Кроме того, из материалов данного гражданского дела следует, что работа представителя Сидоровой И.С. заключалась лишь в написании искового заявления,

Никаких расчетов стажа представителем истицы не произведено, как и не произведено никаких исследований по пенсионному делу. В основу взяты протокол и Решение Пенсионного фонда.

Не оказывалось представителем содействия и в запросе дополнительных документов по рассматриваемому делу.

Учитывая объемы и сложность работы, проведенной по данному гражданскому делу, иск о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Так же, в материалах гражданского дела; отсутствуют документы, подтверждающие тариф на оказываемые представителем услуги, в связи с чем, не понятно из чего складывается взыскиваемая сумма 5000 рублей, превышающая все разумные пределы.

Кроме этого, закон не обязывает суд возмещать все расходы по оплате услуг представителя, это право гражданина оплачивать услуги по соглашению.

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному (становлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ , средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, имеют целевое назначение, строго лимитированы и направляются на выплату государственных пенсий.

Для осуществления взыскания с территориальных органов ПФР каких-либо плат, необходимо, чтобы данные расходы были предусмотрены отдельной строкой в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. В бюджете ПФР такой вид расходов как оплата услуг представителя по судебному решению не предусмотрен.

На основании изложенного представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.

    Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

    Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Суд, полагает, что Управлением ПФР в Первомайском районе г.Новосибирска обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 ч.1 ст. 27 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» Сидоровой И.В. по следующим основаниям.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением Управления ПФР в Первомайском районе г.Новосибирска. №1426535 от «17» ноября 2010г. (л.д.14-18) Сидоровой И.С. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту трудовой пенсии 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ было отказано, поскольку у неё отсутствует 30 лет требуемого стажа лечебной деятельности.

Указанный подпункт 20 предусматривает назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

        Право на досрочную пенсию по старости медицинских работников определяется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых считывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеназванными правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516.

Согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды. получения пособия по государственному     социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков ( в редакции Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 года № 381)

Правилами не предусмотрено включение в стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения заработной платы, обучения на курсах повышения квалификации, в других случаях освобождения от работы.

Таким образом, законодатель устанавливает условия, для включения периодов работы в специальный стаж.

Во-первых, это фактическое выполнение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

Во-вторых, выполнение работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости постоянно в течение полного рабочего дня.

Периоды прохождения Сидоровой И.С. курсов специализации и усовершенствования

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж лечебной деятельности, поскольку не соблюдается условие включения периодов в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости стаж, а именно, наличие факта выполнения работы.

Данное положение объясняется различной правовой природой соответствующих периодов и соответствует принципу охраны здоровья и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Иное понимание приведенных норм противоречит принципу справедливости при назначении пенсии лицам, непосредственно осуществлявшим деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на организм.

В системе ныне действующего правового регулирования пенсионного обеспечения для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, система льготных условий для приобретения права на трудовую пенсию (также как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве), направлена, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному    воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Таким образом, требование истца о зачете в специальный стаж работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, спорных периодов нахождения на курсах специализации и усовершенствования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

Доводы истицы о том, что в период курсов сохраняется, место работы и отчисляются взносы, подтверждают лишь обоснованность включения спорных периодов в страховой стаж, но не в стаж лечебной деятельности. А в стаж страховой периоды курсов включены Управлением Пенсионного фонда изначально.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, может производиться по условиям и нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования.

Так, вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников до 12.11.2002г. регулировались постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066( на день вынесения решения суда указанный подзаконный акт утратил силу).

Согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 (с последующими изменениями и дополнениями).

Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г.№ 464,( также утратившим силу в настоящее время), право на пенсию предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности.( пункты 1 и 2 Списка).

Согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональном образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377 должность главной медицинской сестры отнесена к «Руководителям учреждений», а не к среднему медицинскому персоналу.

Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее в период осуществления деятельности истца в период с 1994г. по 1998г., не предусматривало право лиц, занимающих должность главной медицинской сестры на досрочное пенсионное обеспечение.

Истица же просила признать необоснованным отказ включения во льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, именно работу в должности главной медицинской сестры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ), в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых вносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК).

Поэтому, после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

Период с 15.04.1994г. по 09.12.1998г., продолжительностью 4 года 7 месяцев 24 дня в должности <данные изъяты> не засчитан в стаж лечебной деятельности, законно и обоснованно, так как истец занимала должность главной медицинской сестры, которая отнесена к «Руководителям учреждений», а не к среднему медицинскому персоналу, кроме того, не предоставлены документы, подтверждающие занятость на полную ставку, таким образом, не выполнено условие, предусмотренное пунктом 4 Правил от 29.10.2002г. №781.

    Согласно ч.2 ст. 27 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010 года ) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449), утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев, применения льготного порядка исчисления указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

П. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской федерации» предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемого отпуска.

    При таких обстоятельствах, на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении исковых требований Сидоровой И.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

– отказать.

    Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

                        Судья