о прризнании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест, незаконным



Дело № 2-694/2011

Поступило в суд 04.05.2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года                                                  г. Новосибирск

Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе

Председательствующего судьи                                                                              Разуваевой А.Л.

при секретаре                                                                                                          Баталовой О.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Производственно – строительная компания «Березка» о признании бездействия, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест, незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского района г.Новосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ООО «Производственно – строительная компания «Березка», выразившееся в не проведении аттестационных рабочих мест по условиям труда; обязать ООО «Производственно – строительная компания «Березка» провести аттестацию рабочих мест.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что прокуратурой Первомайского района г.Новосибирска в ООО «Производственно – строительная компания «Березка» была проведена проверка на соблюдение норм трудового законодательства, в ходе которой было установлено, что ООО «Производственно – строительная компания «Березка» были допущены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения ущемляет права лиц, работающих в ООО «Производственно – строительная компания «Березка» либо собирающихся работать в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение вышеуказанных нормативно – правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика, которое нельзя признать законным.

Помощник прокурора Первомайского района г.Новосибирска Шворнева Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – ООО «Производственно – строительная компания «Березка» Маркиш М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования в части признания незаконным и противоречащим требования законодательства об охране труда бездействие ООО «ПСК «Березка», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда признал. В части обязания ООО «ВСК «Березка» провести аттестацию рабочих мест не признал, так как в настоящее время обязательства по проведению аттестации рабочих мест ООО «ПСК «Березка» исполняются, заключен договор.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

    Судебным разбирательством установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Новосибирской области в отношении ООО СКМ «Березка» была проведена внеплановая проверка соблюдения требования ст.ст. 352-360 ТК РФ, в ходе которой были выявлены нарушения ст. 212 ТК РФ – в организации не организовано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, что следует из акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-9).

В соответствии с ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Статья 209 Трудового кодекса РФ гласит, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ст. 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, проводит работу в соответствии с настоящим Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с п. 10 Порядка аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Пунктом 46 Порядка предусмотрено, что после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Пунктом 5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

До 01.09.2009 основным нормативно – правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от 14.03.1197 № 12.

Пунктом 1.5. указанного постановления также было установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

По мнению суда, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ответчик, не исполняя обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушает права лиц, работающих в ООО «ПСК «Березка» либо собирающихся работать в будущем, а именно лишает их права на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасный условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

В судебном заседании представитель ответчика полагал, что в удовлетворении исковых требований об обязании ООО «ПСК «Березка» провести аттестацию рабочих мест должно быть отказано, так как в настоящее время между ООО «Фактор» и ООО «ПСК «Березка» заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

В обоснование своих доводов представил платежное поручение от 25.05.2011 (л.д.26), копию договора № 245 – АРМ заключенного 23.05.2011 между ООО «ПСК «Березка» и ООО «<данные изъяты>» (л.д.27-28).

Поскольку по настоящее время нарушения трудового законодательства ООО «ПСК «Березка» не устранено, аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, следовательно, требования прокурора об обязании ООО «ПСК «Березка» провести аттестацию рабочих мест законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Первомайского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ООО «Производственно – строительная компания «Березка», выразившееся в не проведении аттестационных рабочих мест по условиям труда.

Обязать ООО «Производственно – строительная компания «Березка» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Взыскать с ООО «Производственно – строительная компания «Березка» государственную пошлину в местный бюджет в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                       А.Л. Разуваева