о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным содержанием под стражей



Дело № 2- 325 \ 2011

Поступило в суд 11 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2011 года                                                                           г.Новосибирск

              Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи                                              Бобриковой А. О.

С участием представителя истца                                            Котельникова И.Д.

С участием представителя ответчика                                    Дергачев А.В.

С участием представителя третьего лица Прокуратуры Новосибирской области                                                                                      Шворневой Д.Н.

При секретаре судебного заседания                                      Дятловой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьяничева А.П. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным содержанием под стражей,

У С Т А Н О В И Л :

             Гурьяничев А.П. обратился в суд с иском, просит взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ в возмещение морального вреда 1000000 рублей.

              В обоснование исковых требований истец указал, что постановлением следователя прокуратуры <адрес> <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ, за ним было признано право на реабилитацию. В общей сложности он незаконно содержался под стражей 178 дней. В связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу он испытал физические и нравственные страдания. Нравственные переживания, вызванные несправедливостью того, что он фактически отбывал наказание за преступление, которого не совершал, и испытывает до настоящего времени. За время нахождения в СИЗО, он не имел возможности общаться с женой, своими несовершеннолетними детьми, нормально питаться и спать, ходить на работу, встречаться с друзьями, вести обычный для него образ жизни. В камере, где он содержался, и которая рассчитана на 8 человек, содержалось 22 человека, а спальных мест было 16, поэтому спали по очереди, было тесно, постоянно возникали конфликты между сокамерниками, была тяжелая моральная обстановка. Моральный вред он оценивает в 1000000 рублей. Считает, что от имени казны должно выступать Министерство финансов РФ, поскольку это регламентировано Положением о Министерстве финансов РФ утвержденным постановлением правительства РФ от 30.06.2004 г.

             В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец поддержал исковые требования в объеме заявленных, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что в камере вместе с ним находились также больные люди, которых не изолировали. В таких условиях у него образовалась гнойная рана на руке, и чтобы обработать рану он ждал неделю. Пока он находился в СИЗО, он был лишен возможности общаться со своей семьей, работать, общаться с сослуживцами и поддерживать дружеские отношения с друзьями. Он по настоящее время испытывает нравственные переживания по поводу незаконного содержания в СИЗО, а также из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности. После освобождения он долгое время не может найти работу. В последствии просил рассматривать дело без его участия.

             Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в объеме заявленных, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

              Представитель ответчика – Дергачев А.В. исковые требования признал частично, в своем письменном отзыве указал, что гражданское законодательство, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы для определения размера такой компенсации. Поэтому суд, определяя размер подлежащего компенсации морального вреда по основаниям, предусмотренным в статье 1100 ГК РФ, в совокупности оценивает конкретные незаконные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, соотнося их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности. Степень морального вреда (физические и нравственные страдания) оценивается истцом в сумме 1000000 рублей, что явно не может расцениваться как соизмеримое с фактическими обстоятельствами, следовательно, требуются доказательства для установления правомерности требований. Пояснил, что он считает, что истцом не представлены доказательства для возмещения вреда в таких размерах, просил снизить размер компенсации морального вреда, поскольку он не соизмерим с фактическими обстоятельствами.

              Представитель третьего лица прокуратуры Новосибирской области – Шворнева Д.Н. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Первомайским районным судом г. Новосибирска в отношении Гурьяничева А.П. по ст. 105 ч.1 УК РФ вынесен оправдательный приговор. Определением кассационной инстанции данный приговор оставлен в силе. Гурьяничев А.П. не законно содержался в СИЗО №1 г. Новосибирска 178 дней. Полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению с учетом разумности и справедливости.

         Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, дав им надлежащую оценку, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими, частичному удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение закона, имеет право на компенсацию.

         Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

          Согласно ст. 1071 ГК РФ выступает Министерство Финансов РФ, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленном законом.

          В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

          Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело и принято к производству по факту обнаружения трупа неустановленного мужчины с признаками насильственной смерти. ДД.ММ.ГГГГ Гурьяничев А.П. был задержан в качестве подозреваемого, следователем прокуратуры Первомайского района г. Новосибирска он направлен для содержания в ИВС Первомайского РОВД, что подтверждается протоколом задержания подозреваемого (л.д.4). ДД.ММ.ГГГГ подозреваемому Гурьяничеву А.П. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в следственном изоляторе №1 г. Новосибирска. ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Гурьяничеву А.П. продлен срок содержания под стражей на 1 месяц, а всего до 3- месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. ДД.ММ.ГГГГ Гурьяничева А.П. привлечен в качестве обвиняемого. ДД.ММ.ГГГГ Гурьяничев А.П. привлечен в качестве обвиняемого. ДД.ММ.ГГГГ Гурьяничеву А.П. было вручено обвинительное заключение по его обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ. Гурьяничев А.П. приговором Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был оправдан (л.д. 6-14). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> г. Новосибирска было подано кассационное представление на данный приговор. ДД.ММ.ГГГГ кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда приговор федерального суда общей юрисдикции Первомайского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гурьяничева А.П. оставлено без изменения, кассационное представление государственного обвинителя оставить без удовлетворения.

          На запрос суда СИЗО №1 г. Новосибирска сообщает, что вся медицинская документация за 2004 год была уничтожена в январе 2010 года в связи с истечением срока хранения (л.д.23).

         Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами уголовного дела г. по обвинению Гурьяничева А.П. по ст. 105 ч.1 УК РФ (л.д. 174-188); приговором Первомайского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гурьяничева А.П. (л.д. 186-194); частным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Первомайского районного суда г. Новосибирска (л.д. 196-197); кассационным представлением прокуратуры <данные изъяты> г. Новосибирска; кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому приговор федерального суда общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гурьяничева А.П. оставлено без изменения, кассационное представление государственного обвинителя оставить без удовлетворения (л.д. 201-203).

                                  В соответствии со ст. 133 ч.1, 2 УПК РФ право на реабилитациювключает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранениепоследствий морального вреда. Вред, причиненный гражданину врезультате уголовного преследования, возмещается государством вполном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя,следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числеправо на возмещение вреда в связи с уголовным преследованием,имеют подсудимый, уголовное преследование, в отношении которогопрекращено в связи с отказом государственного или частного обвинителяот обвинения, подозреваемый или обвиняемый, уголовноепреследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2,5 и 6 ч.1 ст. 24, и п.п. 1 и 4-6 ч.1 ст. 2 7 УПК РФ.

           В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может " возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

         Учитывая, что Гурьяничев А.П. был незаконно привлечен к уголовной ответственности, в отношении него незаконно было применено в качестве меры пресечения заключение под стражу, и незаконно находился под стражей 178 дней, испытывал нравственные страдания в виде глубоких личностных переживаний, за этот период был лишен возможности общаться с семьей, работать, общаться с сослуживцами и поддерживать дружеские отношения с друзьями. Он по настоящее время испытывает нравственные переживания по поводу незаконного содержания в СИЗО, а также из-за незаконного привлечения к уголовной ответственности. Суд находит исковые требования о возмещении морального вреда законными и обоснованными, однако размер вреда суд находит явно завышенным, и с учетом характера причиненных Гурьяничеву А.П. нравственных страданий, его личности, а также, исходя из правил разумности и справедливости, суд считает необходимым в пользу истца взыскать с Министерства Финансов РФ в возмещение морального вреда 110000 рублей.

          С учетом изложенного, руководствуясь ст. 1070, 1100 ГК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          Исковые требования Гурьяничева А.П. удовлетворить частично.

          Взыскать в пользу Гурьяничева А.П. с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ возмещение морального вреда -110000 рублей, в остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

           Председательствующий судья                                      А. О. Бобрикова