Дело №2-670/2011
Поступило в суд 27.04.2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2011 года г.Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе: Председательствующего судьи Мошняковой О.М.,
С участием прокурора Шворневой Д.Н.,
При секретаре Семеновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Новосибирска в интересах неопределенного крута лиц -собственников многоквартирного жилого дома по адресу г. Новосибирск, улица <адрес>, к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирский сервисный центр ЖКХ» о признании незаконными действий управляющей компании, об обязании прекратить начисление и взимание платы за капитальный ремонт, обязательстве произвести перерасчет, суд,
у с т а н о в и л:
Прокурор Первомайского района г.Новосибирска обратился в суд с указанным иском, просил суд:
1.Признать незаконными действия ООО «ССЦ ЖКХ» по начислению и взиманию с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> платы за капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента вынесения судом решения.
2.Обязать ООО «ССЦ ЖКХ» прекратить начисление и взимание с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> платы на капитальный ремонт до принятия ими соответствующего решения.
3.Обязать ООО «ССЦ ЖКХ» произвести перерасчет размера платы в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований процессуальный истец пояснил, что прокуратурой <адрес> по обращению Деминой О.А. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в части обоснованности взимания с собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> платы на капитальный ремонт.
Проверкой установлено, что функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет управляющая компания - ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» в соответствии с договорами управления заключенными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 1 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции дома с его расширением или надстройкой, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Аналогичные требования содержатся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Так, согласно п. 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 37 указанных Правил).
Как установлено проведенной проверкой в 2008-2011 г.г. ООО «ССЦ ЖКХ» осуществлялось взимание платы на капитальный ремонт с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> «по умолчанию», решение о проведении капитального ремонта и установлении размера платы общим собранием собственников не принималось.
По информации ООО «ССЦ ЖКХ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено по услуге «капитальный ремонт» 256294,11 руб., собрано за указанный период 231987,66 руб. В 2008 г. расчет размера платы за капитальный ремонт осуществлялся собственникам многоквартирного дома по <адрес> исходя из тарифа 2,19 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц; в 2009 г. - 2,19 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц, в 2010 г. - 2,41 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц; в 2011 г. - 2,41 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц.
Таким образом, действия ООО «ССЦ ЖКХ» по начислению и взиманию с граждан платы за капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отсутствии решения общего собрания собственников являются незаконными.
Предоставление услуг по управлению многоквартирными домами регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом.
Прокурор в силу требований ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку незаконные действия ООО «ССЦ ЖКХ» по начислению и взиманию платы за капитальный ремонт распространяются в отношении всех собственников жилого дома, а не в отношении конкретного физического или юридического лица, то собственников такого многоквартирного жилого дома в совокупности следует считать неопределенным кругом лиц, т.к. не исключена возможность смены одних собственников данного дома на других в рамках гражданско-правовых отношений, следовательно, невозможно установить конкретный и постоянный состав собственников, чьи права нарушены действиями управляющей компании в течение всего периода, когда осуществлялось начисление и взимание платы за капитальный ремонт.
В судебном заседании процессуальный истец заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ССЦ ЖКХ» в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, представила суду письменный отзыв, в котором указала, что с исковыми требованиями прокурора Первомайского района города Новосибирска не согласна по следующим основаниям:
1) Плата за капитальный ремонт в 2008 г. и в 2010 г. начислялась и взималась с собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Новосибирске по умолчанию.
Однако ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в г.Новосибирске, согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ большинством голосов было принято решение в 2009 году произвести ремонт общего имущества в части установки общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды. Утверждена смета расходов на установку ОПУ тепловой энергии, ГВС и ХВС общей стоимостью 279 760 руб. 01 коп. И определен порядок финансирования данных работ: 50% от стоимости работ оплата производится из бюджета города, а 50% от стоимости работ в размере 139880 руб. 01 коп. оплачивается жителями в течении года.
В соответствии с приложением № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. за № 170 установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячего водоснабжения, расхода холодной и горячей воды на здание относится к работам, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
Подпункт 6 пункта 3 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» также подтверждает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Собственниками помещений многоквартирного <адрес> в г.Новосибирске, исходя из содержания протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ был определен объем работ, стоимость работ, порядок финансирования работ, то есть решение общего собрания соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, поскольку как уже излагалось выше установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения относится к видам капитального ремонта многоквартирного дома, то оплата вышеуказанных работ на многоквартирном <адрес> подрядчику МУП «<данные изъяты>», в размере 139 880 руб. 01 коп. в части касающейся финансирования работ собственниками помещений многоквартирного дома была произведена из средств капитального ремонта, уплаченных собственниками помещений данного дома за 2008 - 2009 годы и дополнительно плата собственникам помещений в многоквартирном доме за установку общедомового прибора учета по тепловой энергии, ГВС и ХВС не начислялась и не взималась, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью директора и главного бухгалтера ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» (Справка от ДД.ММ.ГГГГ № прилагается).
2) Требования о признании действий Ответчика по начислениям и взиманию с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в 2011 г. являются необоснованными, поскольку в 2011 году плата на капитальный ремонт многоквартирного <адрес> в г.Новосибирске в размере 2 руб. 40 коп. за 1 кв.м. общей площади помещения собственника в месяц взимается согласно решению общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, проведенного форме заочного голосования и по результатам которого был оформлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ
С учетом вышеизложенного, представитель ответчика полагает, что действия ответчика по взиманию платы за капитальный ремонт в 2011 году с собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Новосибирске, а также начислению и взиманию капитального ремонта за 2008 и 2009 г.г., которые были в последствии использованы на оплату работ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения являются законными.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судебным разбирательством было установлено, что функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет управляющая компания - ООО «Сибирский сервисный центр ЖКХ» в соответствии с договорами управления заключенными ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-19) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-44).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 1 ст. 158 Жилищного Кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции дома с его расширением или надстройкой, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Аналогичные требования содержатся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Так, согласно п. 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 37 указанных Правил).
Согласно ответа исполнительного директора ООО «ССЦ ЖКХ» в период с 2008 по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось взимание платы на капитальный ремонт с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> «по умолчанию».
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ССЦ ЖКХ» (л.д.10) и справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено по услуге «капитальный ремонт» 256.294,11 руб., собрано за указанный период 231.987,66 руб.
В 2008 г. расчет размера платы за капитальный ремонт осуществлялся собственникам многоквартирного дома по <адрес> исходя из тарифа 2,19 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц; в 2009 г. - 2,19 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц, в 2010 г. - 2,41 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц; в 2011 г. - 2,41 руб. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц.
При этом в сообщении исполнительного директора ООО « Сибирский сервисный центр ЖКХ» ( л.д. 10) указано, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ было принято решение установить приборы учета по тепловой энергии на общее имущество жилого дома и принять участие в софинасировании работ и услуг по установке приборов учета по тепловой энергии на общее имущество жилого дома по программе 50/50.
Указанные доводы подтверждаются протоколом проведения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> ( л.д. 102).
Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) понятие «капитальный ремонт многоквартирного дома» подразумевает собой - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме
В соответствии с п.3 ст. 15 ФЗ РФ от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007) к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов;
6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундаментов многоквартирных домов, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно требований пункта 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"), при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
При этом справкой ( л.д. 84) подтверждается, что оплата за установку узла учета тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в многоквартирном <адрес> в Первомайском районе г. Новосибирска МУП «<данные изъяты>» в размере 139.880 рублей 01 копейка была произведена за счет средств капитального ремонта, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в г. Новосибирске за 2008 и 2009 года.
Дополнительная плата за установку узла учета тепловой энергии, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в многоквартирном <адрес> в г. Новосибирске собственниками помещений не начислялась и не взималась.
Принимая во внимание, что иск прокурором заявлен в интересах собственников многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, суд не находит оснований для признания незаконными действий ООО « Сибирский сервисный центр» по начислению и взиманию с них платы за капитальный ремонт в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ1 года и по настоящее время ООО « Сибирским сервисным центром» начисление и взимание с собственников многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, платы за капитальный ремонт также производится обоснованно и на законном основании, поскольку согласно протокола общего собрания помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 106), на данном собрании был утвержден тариф на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 2,40 рублей в месяц за 1 кв.м. общей площади помещения собственника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика суду не были представлены допустимые доказательства, подтверждающие обоснованность взимания и начисления платежей за капитальный ремонт только в период с 01.01. по ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в этой части заявленных исковых требований иск прокурора подлежит удовлетворению, а действия общества с ограниченной ответственностью « Сибирский сервисный центр ЖКХ» по начислению и взиманию с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Новосибирска платы за капитальный ремонт за период с 01.01 по ДД.ММ.ГГГГ включительно, признанию незаконными, с последующим проведением перерасчета размера платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Новосибирска за период с 01.01. по ДД.ММ.ГГГГ включительно в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью « Сибирский сервисный центр ЖКХ» по начислению и взиманию с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Новосибирска платы за капитальный ремонт за период с 01.01 по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Обязать общество с ограниченной ответственностью « Сибирский сервисный центр ЖКХ» произвести перерасчет размера платы за капитальный ремонт для собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Новосибирска за период с 01.01. по ДД.ММ.ГГГГ включительно в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ,
В удовлетворении исковых требований об обязании общества с ограниченной ответственностью « Сибирский сервисный центр ЖКХ» прекратить начисление и взимание с собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> г. Новосибирска платы на капитальный ремонт - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья