Дело № 2-975/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2011 года г. Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Бариновой Т.В.
при секретаре Криницыной А.С.,
представителя истца - пом.прокурора Первомайского района г. Новосибирска Темирсултановой В.И., представителя ответчика Польщиковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый центр 16» (далее ООО «ТЦ 16») о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г.Новосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ООО «ТЦ16», выразившееся в не проведении аттестационных рабочих мест по условиям труда и обязать провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района г.Новосибирска проверки в ООО «ТЦ16» было установлено отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда. Выявленные нарушения ущемляет права лиц, работающих в ООО «ТЦ16» либо собирающихся работать в будущем на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. До настоящего времени аттестация не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение нормативно – правовых актов в сфере охраны труда.
Помощник прокурора Первомайского района г.Новосибирска Темирсултанова В.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ТЦ16» - директор Польщикова В.А., исковые требования не признала, указав, что после ремонта помещения в 2010 году были проведены исследования метрологических факторов, наличие вредных и опасных условий труда не установлено. Ежегодно работники организации проходят медицинское обследование, условия их труда не относятся к категории вредных или опасных. Также пояснила, что документов на проведение аттестации в организации нет, только протоколы исследования микроклимата, электромагнитного потока, а также результаты мед. освидетельствования. С 1997 года аттестация рабочих мест не проводилась, поскольку не являлась обязательной, в настоящее время в связи с введением с ДД.ММ.ГГГГ новых правил аттестации был заключен договор с Новосибирским областным центром охраны труда о проведении аттестации рабочих мест, которая будет окончена в ноябре-декабре 2011 года.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что в июне 2011 года прокуратурой Первомайского района г. Новосибирска была проведена проверка ООО «ТЦ16» на предмет соблюдения требований трудового законодательства РФ. В ходе проверки было установлено отсутствие аттестации рабочих мест.
Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя ответчика в ходе судебного разбирательства и его письменными объяснениями, данными в ходе проведения проверки (л.д. 17).
Доводы представителя ответчика о том, что проведение аттестации рабочих мест не являлось обязательным, тем более что факт отсутствия вредных условий в помещении организации подтверждается протоколами исследований метеорологических факторов, суд находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 6, ст. 209 Трудового кодекса РФ предусмотрено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, которая представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569, регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии с п. 9-10 указанного Порядка предусмотрено, что для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Пунктом 5 Порядка устанавливаются сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда - каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
До ДД.ММ.ГГГГ основным нормативно – правовым актом, устанавливающим порядок проведения аттестации, являлось Постановление Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, которым также было предусмотрено проведение аттестации исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет (п. 1.5).
Исходя из вышеуказанных нормативно - правовых актов, проведение аттестации и ее результаты должны быть зафиксированы в следующих документах: приказ о проведении аттестации, при привлечении аттестационного органа – копия документа, подтверждающего право проведения измерений и оценок условий труда; перечень рабочих мест согласно приложению № Порядка; карты аттестации согласно приложению № Порядка; ведомости рабочих мест; план мероприятий по улучшению условий труда; протоколы заседания аттестационной комиссии; приказ о завершении аттестации рабочих мест.
Указанных документов ООО «ТЦ16» не имеется. Представленные ответчиком протоколы изменения метеорологических факторов и сведения о прохождении медицинского обследования работниками, не свидетельствуют о проведении аттестации рабочих мест.
Доводы представителя ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТЦ16» обратилось в АНО «Новосибирский областной центр охраны труда» с просьбой о проведении аттестации рабочих мест, не являются основанием для отказа в иске. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, договор на проведение аттестации рабочих мест в настоящее время не заключен, начало проведения аттестации запланировано на ДД.ММ.ГГГГ, то есть в настоящее время нарушения трудового законодательства ответчиком не устранено, аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, следовательно, требования прокурора об обязании ООО «ОО ТЦ16» провести аттестацию рабочих мест законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Первомайского района г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый центр 16» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие ООО «Торговый центр 16», выразившееся в не проведении аттестационных рабочих мест по условиям труда.
Обязать ООО «Торговый центр 16» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Взыскать с ООО «Торговый центр 16» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10-ти дней с момента его изготовления в мотивированном виде, с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Новосибирска.
Дата изготовления мотивированного решения 08.08.2011 года.
Председательствующий по делу - Баринова Т.В.