о понуждении к совершению действий



Дело № 2-799/2011

Поступило в суд 24 мая 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2011 года                                                                                              г. Новосибирск

Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе :

Председательствующего судьи                                                                   Бобриковой А. О.

С участием помощника прокурора Первомайского

Района Г. Новосибирска                                                                      Темирсултановой В.И.

при секретаре                                                                                        Раскольниковой О.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района города Новосибирска к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению г. Новосибирска «Средняя образовательная школа », главному управлению образования мэрии г. Новосибирска о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л

            Прокурор Первомайского района г. Новосибирска обратился в суд с иском к МБОУ «Средней образовательной школа », главному управлению образования мэрии г. Новосибирска просит: 1) Обязать мэрию города Новосибирска осуществить финансирование затрат на установку 170 метров недостающего ограждения МБОУ «СОШ »; 2) обязать МБОУ «СОШ » оградить территорию участка образовательного учреждения забором высотой 1,5 м. после выделения лимитов из местного бюджета на выполнение указанного обязательства.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что Прокуратурой Первомайского района г. Новосибирска проведена проверка исполнения законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних.

Установлено, что вокруг Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа », расположенного по <адрес> частично отсутствует ограждение территории не менее 170 метров. Это противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.

Кроме того, согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м.

Отсутствие ограждения у образовательного учреждения, свободный доступ посторонних лиц, автотранспорта на территорию ОУ может способствовать возникновению в учреждении чрезвычайных ситуаций, совершению террористического акта.

Однако, администрацией образовательного учреждения требования вышеуказанного законодательства не выполняются.

        На основании ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является присуждение к исполнению в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом.

      В последствии прокурор Первомайского района г. Новосибирска исковые требования уточнил, просит: 1) Обязать мэрию города Новосибирска осуществить финансирование затрат в сумме 1239772,06 рублей на установку 495 метров ограждения МБОУ «СОШ » высотой 1,5 м.; 2) МБОУ «СОШ » обязать оградить территорию участка образовательного учреждения забором высотой 1,5 м., после выделения лимитов из местного бюджета на выполнение указанного обязательства.

Помощник прокурора Первомайского района г. Новосибирска Темирсултанова В.И. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – директор МБОУ «СОШ » Садырина О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Первомайского района г. Новосибирска признала.

Представитель ответчика - Главного управления образования мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил (л.д.57). В письменном отзыве, который поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, представитель указал, что с требованиями прокурора согласен, но просит предоставить акт об обследовании ограждения территории.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Прокуратурой Первомайского района г. Новосибирска проведена проверка исполнения законодательства о защите жизни и здоровья несовершеннолетних. Проверкой установлено, что вокруг Муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ », расположенного по <адрес>, частично отсутствует ограждение. Это противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы неопределенного круга лиц. В соответствии с действующим законодательством необходимо установить 495 метров необходимого ограждения территории. Данное обстоятельство подтверждается: актом от ДД.ММ.ГГГГ по МБОУ СОШ (л.д. 7), свидетельством о государственной регистрации муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (л.д. 8), свидетельством о внесении записи в ЕГР юридических лиц (л.д. 9), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.10), уставом МБОУ г. Новосибирска «СОШ » (л.д. 11-38), актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

Из представленного локального сметного расчета следует, что на восстановление ограждения МБОУ г. Новосибирска «СОШ » требуется 1 239,772 рублей 06 копеек (л.д. 49-51).

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

Согласно ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м.

        Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

        Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней, активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

        Согласно ст. 2 ФЗ «Об охране здоровья граждан» одним из основных принципов охраны здоровья граждан является ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ установлен судебный порядок защиты гражданских прав.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п.1.2. Уставу МБОУ г. Новосибирска «ШОС » учредителем учреждения является город Новосибирск.

Согласно п.1.3. Уставу координацию, регулирование и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Главное управление образования мэрии города Новосибирска. Финансирование учреждения осуществляется из местного бюджета.

Как следует из п. 1.1. Положения о Департаменте образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии <адрес> (Приложение к Постановлению мэра г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ) департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска является структурным подразделением мэрии города Новосибирска.

        Согласно п. 1.1. Положения о главном управлении образования мэрии г. Новосибирска (приложение к Решению Совета депутатов города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ N 743) Главное управление образования мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска, входящим в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии.

Пунктами 1.3 и 1.4 данного положения предусмотрено, что Управление является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Управление является главным распорядителем средств бюджета города Новосибирска в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Управление является главным администратором доходов бюджета города Новосибирска.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Так как законом не установлено иное, в п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Согласно ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями.

Во взаимосвязи указанных норм права и ст. 161,162 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Вместе с тем, на устранение выявленных нарушений – восстановление ограждения, денежные средства главным распорядителем бюджетных средств МБОУ г. Новосибирска «СОШ » не выделялись, в связи с чем, как следует из материалов дела, нарушения не устранены до настоящего времени.

Суд считает, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в здании МБОУ г. Новосибирска «СОШ » требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку ответчики, не исполняя обязанность по финансированию бюджетного учреждения, в части финансирования мероприятий – восстановления ограждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования прокурора Первомайского района г. Новосибирска удовлетворить.

Обязать мэрию города Новосибирска осуществить финансирование затрат в сумме 1 239 772 рублей 06 копеек на установку 495 метров ограждения МБОУ г. Новосибирска «СОШ » высотой 1,5 метров.

Обязать МБОУ г. Новосибирска «СОШ » оградить территорию участка образовательного учреждения забором высотой 1,5 метров, после выделения лимитов из местного бюджета на выполнение указанного обязательства.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение принято 02 августа 2011 года.

Судья                                                                            А.О. Бобрикова