Дело № 2- 680 \ 2011
Поступило в суд 21 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2011 года г.Новосибирск
Первомайский районный суд города Новосибирска в составе председательствующего судьи Бобриковой АО
При секретаре судебного заседания Дятловой АВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровиной Л.П. к ООО «АстраВектор» о признании права собственности на долю в незавершенном строительстве
У С Т А Н О В И Л :
Дубровина ЛП обратилась в суд с иском к ООО «АстраВектор» о признании права собственности на 25\3131 долю в объекте незавершенного строительства по адресу <адрес> (стр.), соответствующей квартире
№ ( строительный) общей площадью 50, 26 кв.м. жилой площадью 29, 13 кв.м. расположенной на 4 этаже в 1 подъезде указанного объекта. (л.д.3-4)
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ между сальниковым ОГ и ответчиком был заключен Договор об инвестиционной деятельности №. Предметом договора является деятельность по реконструкции и завершению строительства многоэтажного жилого дома, расположенного в <адрес>. с последующей передачей в собственность Сальникова ОГ 2-комнатной квартиры
№ ( строительный) общей площадью 50, 26 кв.м. жилой площадью 29, 13 кв.м. расположенной на 4 этаже в 1 подъезде указанного объекта, согласно экспликации.
В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора Сальников ОГ обязался произвести финансирование строительства квартиры в размере 951468 рублей в рассрочку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик взял на себя обязательство в соответствии с п.1.2 договора завершить строительство указанного дома-новостройки и передать квартиру в собственность инвестору.
Согласно договора уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ Сальников ОГ, выполнив свои обязанности перед ООО «АстраВектор» передал правопреемнику Дубровиной ЛП права по вышеуказанному договору.
Срок ввода дома в эксплуатацию, согласно Дополнительного соглашения к договору об инвестиционной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ - 2 квартал 2010 года. Однако, до настоящего времени обязательства ответчиком не выполнены, работы по строительству дома не ведутся. Таким образом, ответчик нарушает срок исполнения обязательства по договору.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, его представителя и представителя ответчика по их ходатайству.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО.
Суд, исследовав письменные доказательства, оценив совокупность доказательств, представленных сторонами, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судебным разбирательством было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сальниковым ОГ и ответчиком был заключен Договор об инвестиционной деятельности №. Предметом договора является деятельность по реконструкции и завершению строительства многоэтажного жилого дома, расположенного в <адрес> с последующей передачей в собственность Сальникову ОГ 2-комнатной квартиры
№ ( строительный) общей площадью 50, 26 кв.м. жилой площадью 29, 13 кв.м. расположенной на 4 этаже в 1 подъезде указанного дома, согласно экспликации.
В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора Сальников ОГ обязался произвести финансирование строительства квартиры в размере 951 468 рублей, а ответчик взял на себя обязательство в соответствии с п.1.2 договора завершить строительство указанного дома-новостройки и передать квартиру в собственность инвестору.
Согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ об уступке прав требования по договору об инвестиционной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, Сальников ОГ, выполнив свои обязанности перед ООО «АсраВектор» передал правопреемнику Дубровиной ЛП права по вышеуказанному договору.
Указанные обстоятельства установлены из договора об инвестиционной деятельностии дополнительных соглашений к нему (л.д.6 - 9), договора об уступке прав требования (л.д.10)
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Статья 384 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Согласно п. 1.1 договора об инвестиционной деятельности предметом договора является деятельность Инвестора по финансированию реконструкции и завершения строительства объекта – многоэтажного жилого дома, расположенного в <адрес> (стр.).
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что инвестор обязуется передать заказчику денежные средства в указанном ниже объеме для осуществления реконструкции и завершения строительства Объекта, а Заказчик обязуется использовать, переданные средства в соответствии с настоящим Договором с последующей передачей в собственность Инвестору в соответствии с оплаченной площадью, квартиры, согласно экспликации, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение №). Под общей площадью квартиры в настоящем договоре понимается общая площадь всех входящих в нее помещений (в т.ч. площадь балконов с коэффициентом 0,3 лоджий с коэффициентом 0,5).
Согласно п.2.1 договора общая сумма инвестиционного взноса за квартиру, указанную в п.1.2, настоящего договора, составляет 951 468 рублей. Указанная сумма инвестиционного взноса является фиксированной на все время действия договора и изменению не подлежит.
Свои обязательства по внесению инвестиционного взноса в размере, предусмотренном договором Сальников ОГ исполнил в полном объеме, что подтверждается квитанциями (л.д.11-12)
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 8422+32 кв.м., на котором возводится здание, предоставлялся Ответчику для завершения строительства жилого дома на условиях договора аренды. Договор № заключался с мэрией г.Новосибирска на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время не продлён. Подтверждением отсутствия обременении на участок служит прилагаемая к настоящему заявлению Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности на объект незавершённого строительства по адресу <адрес> было зарегистрировано за Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись № и выдавалось соответствующее Свидетельство о государственной регистрации прав. Но в настоящий момент, согласно прилагаемой Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на долю в объекте зарегистрировано только за одним из инвесторов -Волковой В.В. Прав ответчика на объект не зарегистрировано. (л.д.12-14 )
Согласно п.1.3 договора, при заключении и исполнении договора стороны руководствуются ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В действующем ГК РФ договор об инвестиционной деятельности не поименован. Не упоминается такой договор и в Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" 1991 г. и в Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" 1999 г.
Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, а ст. 4 этого же Закона предусмотрено, что субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Из этого следует, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут оформляться любыми соответствующими сложившимся отношениям договорами, как поименованными в ГК РФ, так и не поименованными, что вытекает из ст. ст. 1, 421 ГК РФ.
В силу ст. 1 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в редакции Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ) инвестициями являются денежные средства и другое имущество либо имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного эффекта.
Статья 1 «Общие положения» ФЗ РФ ««Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции действующей на день заключения договора (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ) предусматривает, что инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; а капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
Спецификой капитальных вложений является сфера инвестирования: основные средства (основной капитал). Данная категория объединяет в себе длительно используемые средства производства, то есть ту часть производственного капитала, которая характеризуется продолжительной амортизацией и поэтому используется в процессе производства на протяжении большого количества производственных циклов.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 ((в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) в качестве основных условий отнесения объекта к основным средствам (основному капиталу) указывает следующие:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Как следует из доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства - объект незавершенного строительства по адресу <адрес> не может быть отнесен к основным средствам (основному капиталу), а следовательно и к отношениям, возникшим между сторонами по его реконструкции и завершению строительства не применимы положения указанного выше закона.
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Постановляя решение, суд исходит из того, что между сторонами заключен договор строительного подряда, к которому соответственно применяются правила параграфа 2 гл. 37 ГК РФ о правах заказчика по договору бытового подряда. Следовательно, если по своему содержанию заключенный договор является договором подряда, а название не соответствует его содержанию, то в соответствии с п. 2 ст. 170 ГК РФ к договору применяются правила, относящиеся к договору подряда.
В соответствии со ст. 703 Гражданского кодекса РФ по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
В соответствии с п.1.2 договора ООО «АстраВектор» обязуется использовать переданные ему денежные средства для осуществления реконструкции и завершения строительства объекта с последующей передачей в собственность инвестору квартиры, то есть передать права на изготовленную вещь.
Поскольку, условиями договора предусмотрено, что осуществление реконструкции и завершения строительства объекта с последующей передачей в собственность инвестору квартиры, которым по договору уступки прав требования является Дубровина ЛП производится после передачи денежных средств на эти цели для приобретения квартиры в свое личное пользование, суд приходит к выводу о применении ст. 218 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с ст.1 ФЗ РФ « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ) инвестициями являются денежные средства, любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Как предусматривает ст.7 Закона основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Часть 3 ст.7 Закона предусматривает, что незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что ООО "АстраВектор" в нарушение условий договора обязательства по передаче квартиры не исполнило, квартиру не передало.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права является признание права.
Статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу, которое согласно ст. 128 ГК РФ является объектом гражданских прав. Следовательно, признание права собственности на объекты незавершенного строительства возможно, в том числе и по решению суда.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных норм ГК РФ, определяющих основополагающие принципы исполнения гражданско-правовых обязательств и способы защиты гражданских прав, Фараджуллаев АБ, надлежащим образом исполнивший свои обязательства по договору путем внесения платы за квартиру в полном объеме, вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение обязательств по договору и со стороны ООО "АстраВектор", а при неисполнении обязательства ответчиком вправе требовать защиты своих прав, в том числе и путем предъявления требования о признании права.
Согласно требованиям ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование заявленных требований истец представил показатели по откорректированному проекту « Завершение строительства жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по <адрес> ( л.д. 15-16).
Стороной ответчика в нарушение требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ, суду доказательств, подтверждающих указанные данные в соответствии с проектно-сметной документацией, представлены не были.
Определяя размер доли, суд соглашается с расчетом доли, представленной истцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Дубровиной Л.П. право собственности на 25\3131 долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства по адресу <адрес>).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 18 июля 2011 года.
Председательствующий судья
Бобрикова АО