о включении в наследственную массу жилой дом, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования



Дело № 2-921/2011

Поступило в суд 24 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2011 года                                                         г. Новосибирск

Первомайский    районный суд г. Новосибирска в составе

Председательствующего судьи                                                        Бобриковой А. О.

при секретаре                                                                                Животовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мэртес М.С. к мэрии г. Новосибирска о включении в наследственную массу жилой дом, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Мэртес М.С. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, просит признать за ней право собственности на праве наследования по закону, на индивидуальный жилой дом общей площадью 44,4 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

В последствии истец Мэртес М.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уточнила исковые требования, указав ответчиком мэрию г. Новосибирска, просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом, общей площадь 44,4 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности на праве наследования по закону, на индивидуальный жилой дом общей площадью 44,4 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что ее муж <данные изъяты> умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти открылось наследство – жилой <адрес>, предметы обычной домашней обстановки и обихода. <данные изъяты> завещание не оставил, она является наследником первой очереди. В установленном законном порядке она обратилась к нотариусу с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону после умершего супруга. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариус Красакова Т.А. отказала ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, т.к. она не смогла документально подтвердить факт супружеских отношений с <данные изъяты> и не предоставила документов, подтверждающих право собственности <данные изъяты> на жилой <адрес>. В свидетельстве о смерти указан <данные изъяты>, а в свидетельстве о браке от ДД.ММ.ГГГГ имя мужа указано как <данные изъяты>, после регистрации брака присвоены фамилии мужу Мэртес и жене Мэртес. Договор купли-продажи жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ , удостоверенный Первомайской ГНК <адрес>, был оформлен на имя <данные изъяты>. Ошибка в написании фамилии, имени и отчества ее мужа произошла при обмене паспорта в 2001 году, из-за разности прочтения и перевода фамилии и имени ее мужа и фамилии и имени его отца в свидетельстве о рождении № А 0060326, выполненное на немецком языке, выданное Мариенберг, кантон Зельман ДД.ММ.ГГГГ. Тот факт, что умерший ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, является ее мужем подтверждается: записями в домовой книге, согласно которым изменение в написании фамилии и отчества произошли при обмене паспорта, свидетельством о рождении дочери <данные изъяты>, где в графе отец указан <данные изъяты>, пенсионным удостоверением на имя <данные изъяты>, трудовой книжкой на имя <данные изъяты>, справкой УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой в качестве получателя пенсии указан <данные изъяты>. Согласно справке об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ стоимость индивидуального жилого <адрес>, составляет 144 975 рублей. Считает, что ее права нарушены, т.к. по причине не соответствия фамилии, имени, отчества ее мужа, она не может документально подтвердить факт супружеских отношений с <данные изъяты> и оформить право собственности на наследственное имущество. Поэтому она вынуждена обратиться в суд.

          Истец – Мертес М.С. поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила установить факт родственных отношений между ней и ее супругом <данные изъяты>, умершим ДД.ММ.ГГГГ; включить в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью 44,4 кв. м., жилой площадью 30,7 кв. м., вспомогательной площадь – 13,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; признать за Мэртес М.С. право собственности на наследственное имущество, принадлежащие <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - на жилой дом общей площадью 44,4 кв. м., жилой площадью 30,7 кв. м., вспомогательной площадь – 13,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.

Ответчик – мэрия г. Новосибирска в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, не заявляла ходатайств об отложении дела и о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д. 61).

Привлеченная для участия в деле в качестве третьего лица – Гордей Л.Э. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и отказалась от своей доли в наследственном имуществе, после умершего ДД.ММ.ГГГГ ее отца <данные изъяты> в пользу ее матери - Мэртес М.С., к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону не обращалась. Пояснила, что ее отцом являлся <данные изъяты>, который приходился супругом ее матери Мэртес М.С. Они проживали совместно по адресу: <адрес>, после смерти отца, в доме по настоящее время проживает ее мать Мэртес М.С.

Свидетель свидетель в судебном заседании пояснила, что она является дочерью истца, ей известно что фамилия имя и отчество <данные изъяты> в разных инстанциях писали по - разному. На самом деле он является <данные изъяты> и приходился супругом ее матери - Мэртес М.С., они совместно проживали в <адрес> в г. Новосибирске, после смерти <данные изъяты> в доме по настоящее время проживает ее мать – Мэртес М.С.

Выслушав истца, третье лицо – Гордей Л.Э., свидетеля свидетель, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер <данные изъяты>, о чем составлена запись акта о смерти (л.д. 8).

После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 59), справкой о принадлежности объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного Первомайским ГНК г. Новосибирска (л.д. 10).

Наследником по закону после смерти <данные изъяты> является его супруга Мэртес М.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.9) и его дочь Мэртес Л.Э. родившееся ДД.ММ.ГГГГ у родителей <данные изъяты> и Мэртес М.С., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 53).

Мэртес Л.Э. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с <данные изъяты>, после чего ей была присвоена фамилия <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 54).

ДД.ММ.ГГГГ Мэртес М.С. обратилась с заявлением к нотариусу Красаковой Т.А. о принятии наследства по закону к имуществу ее супруга - <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Мэртес М.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу Красаковой Т.А. с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>(л.д. 42 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ нотариус Красакова Т.А. своим постановлением отказала Мэртес М.С. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершего ДД.ММ.ГГГГ супруга <данные изъяты>, проживавшего по адресу: <адрес>, на жилой <адрес>, так как совершение такого действия противоречит закону, поскольку Мэртес М.С. не предоставила документов, подтверждающих право собственности <данные изъяты> на указанный жилой дом (л.д. 43).

Как следует из наследственного дела другие наследники с заявлением о принятии наследства после умершего <данные изъяты> не обращался (л.д. 42-43).

Сведения об ограничениях (обременениях) зарегистрированных на ДД.ММ.ГГГГ год на индивидуальный жилой <адрес> расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

Согласно экспликации к поэтажному плану жилого <адрес> в г. Новосибирске от ДД.ММ.ГГГГ имеет следующие технические характеристики: общая площадью 44,4 кв.м., жилая площадь – 30,7 кв. м., вспомогательная площадь- 13,7 кв. м.: кухня () – 8,5 кв. м., шкаф () – 0,5 кв. м.. коридор () - 4,7 кв. м., жилая комната () – 16,4 кв. м., жилая комната () – 6,7 кв. м., жилая комната () – 7,6 кв. м. (л.д. 13-17).

По данным технического учета и технической инвентаризации стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> в ценах на 2011 год составляет 144975 рублей, что подтверждается справкой об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 33).

Из представленной домовой книги для прописки граждан в <адрес> в г. Новосибирске <данные изъяты> был зарегистрирован по день своей смерти. В настоящее время по указанному адресу зарегистрирована Мэртес М.С. (л.д. 22-28).

Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дела об установлении факта родственных отношений, об установлении факта принятия наследства.

В соответствии со ст.265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

По мнению суда, факт родственных отношений между супругами Мэртес М.С. и <данные изъяты> подтверждается: копией договора от ДД.ММ.ГГГГ за (л.д. 59), копией справки о принадлежности объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за на жилой <адрес> расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 10), копией свидетельства о смерти <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), копией свидетельства о браке <данные изъяты> и Лушпай М.С., после заключения брака им была присвоена фамилия Мэртес (л.д. 9), копией свидетельства о рождении <данные изъяты> родившегося ДД.ММ.ГГГГ у родителей <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д. 19), копией домовой книги для прописки граждан в <адрес> в г. Новосибирске <данные изъяты> была зарегистрирована по день своей смерти. В настоящее время по указанному адресу зарегистрирована Мэртес М.С. (л.д. 22-28), копией справки УПФР в Первомайском районе г. Новосибирска о выплаченных суммах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на имя <данные изъяты> (л.д. 32).

В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Наследниками первой очереди являются Мэртес М.С. – супруга, Гордей Л.Э. – дочь. В судебном заседании Гордей Л.Э., как наследник первой очереди отказалась от своей доли в наследственном имуществе после умершего ДД.ММ.ГГГГ ее отца <данные изъяты> в пользу ее матери Мэртес М.С..

Согласно ч. 1 ст. 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства, в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.

Статьей 1111 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В силу ч. 1 ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

По мнению суда, исковые требования истца подлежат удовлетворению, т.к. на момент смерти <данные изъяты> являлся собственником жилого <адрес> в г. Новосибирске. После его смерти наследником по закону является его супруга Мэртес М.С. которая в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону к имуществу ее супруга. Дочь <данные изъяты>Гордей Л.Э. с заявлением к нотариусу о принятии наследства по закону, после умершего <данные изъяты> не обращалась, в судебном заседании отказалась от своей доли в наследственном имуществе в пользу ее матери Мэртес М.С..

В связи с тем, что супруг умершего, наследует имущество по закону, как наследник первой очереди в соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, суд не усматривает препятствий для признания права собственности за истцом на индивидуальный жилой <адрес> расположенный по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 264-265 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мэртес М.С. удовлетворить.

<данные изъяты>

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью 44,4 кв. м., жилой площадью 30,7 кв. м., вспомогательной площадь – 13,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

Признать за Мэртес М.С. право собственности на наследственное имущество, принадлежащие <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - на жилой дом общей площадью 44,4 кв. м., жилой площадью 30,7 кв. м., вспомогательной площадь – 13,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение принято 17.10.2011 года.

Судья                                                                                       А.О. Бобрикова