Дело № 2-124/2012
Поступило в суд 18.10.2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2012 года г. Новосибирск
Первомайский районный суд г.Новосибирска в составе
Председательствующего судьи Мошняковой О.М.
С участием прокурора Шворневой Д.Н.
при секретаре Зотовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В. А. к Шорец М. В. о возмещении ущерба, причиненного преступлением,
у с т а н о в и л:
Первоначально ( л.д. 11-12) истец Алексеев В.А. обратился в суд с иском и просил взыскать с Щорец М.В. 100.000 рублей в качестве материального ущерба и 300.000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что по приговору Федерального суда общей юрисдикции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № ответчик совершил разбой в отношении истца в результате которого истец потерпел:
- прямой материальный ущерб: куртка – 300 рублей, кожаный чехол сотового телефона – 500 рублей, транспортная карта – 200 рублей, ключи 4 шт. по 50 рублей, а так же паспорт гражданина РФ.
- вред здоровью : Ушиб грудной клетки слева, множественные закрытые переломы с 6 по 9 ребер слева со смещением фрагментов, двусторонняя полисегментарная посттравматическая пневмония, тяжелое течение.
- лишение средств к существованию в виду нарушения договоренности по трудоустройству.
В виду утраты паспорта, надлежащая медицинская помощь была оказана на неделю позже с помещением в отделение реанимации. После перевода с отделения реанимации, мед. Помощь не оказывалась, в виду отсутствия паспорта и страхового медицинского полиса. Лечение, восстановление документов, транспортные расходы и проживание производились за счет средств родственников и заемных средств. Переломанные ребра до сих пор не позволяют истцу работать как ранее.
При рассмотрении гражданского дела истец Алексеев В.А. исковые требования уточнил и просил суд взыскать возмещение морального и материального вреда с Щорец М.В. и Гуселетова В.В. солидарно.
В судебном заседании истец Алексеев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Ответчик Щорец М.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направив в суд отзыв на исковое заявление (л.д. 18), в котором указал, что с исковыми требованиями Алексеева В.А. он не согласен, в связи с их необоснованностью. Так же потерпевшему Алексееву В.А. был возмещен ущерб имущества в ходе судебного разбирательства, что отражено в деле.
Соответчик Гуселетов В.В., привлеченный к участию в деле определением суда ( л.д. 22), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что телесные повреждения потерпевшему Алексееву В.А. он не наносил, кроме того, последнему ущерб был возмещен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судебным разбирательством было установлено, что приговором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гуселетов В. В. был признан виновным в совершении преступления, <данные изъяты>, а Шорец М. В. был признан виновным в совершении преступления, <данные изъяты>
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ч.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В порядке подготовки дела к слушанию стороне истца разъяснялась судом необходимость представления письменных доказательств, подтверждающих стоимость куртки в размере 300 рублей, кожаного чехла сотового телефона- 500 рублей, транспортной карты – 200 рублей, ключей 200 рублей ( л.д. 3), что отражено в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, копия которого направлялась Алексееву В.А. заказной почтой, что подтверждается записью в справочном листе и была получена им лично, что подтверждается почтовым уведомлением ( л.д. 13)
В нарушение требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ, истцом Алексеевым В.А. суду не были представлены доказательства, подтверждающие размер причиненного ему материального ущерба.
Часть 4 ст. 42 Уголовного процессуального кодекса РФ устанавливает, что по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г. «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Следовательно, компенсация морального вреда, причиненного преступлением, возможна в случае, если нарушены личные неимущественные права, в том числе, если причинен вред здоровью гражданина.
Исходя из вышеуказанных норм права, размер компенсации морального вреда в денежной форме определяется судом на основании конкретных обстоятельств дела с учетом представленных истцом доказательств характера причиненных физических и нравственных страданий.
При определении размера компенсации морального вреда истцу Алексееву В.А. суд учитывает характер причиненных потерпевшему физических страданий, а также требования разумности и справедливости, а именно, что Алексееву В.А. были причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома 6-9 ребер слева по задней подмышечной линии с незначительным смещением костных отломков, которые расцениваются как средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья.
Суд также учитывает и то, что истец после перенесенных ударов испытывал сильную боль, долго не мог вернуть к привычному образу жизни.
Суд считает, что преступными действиями Шорец М.В. и Гуселетова В.В. причинен моральный вред Алексееву В.А, который судом оценивается в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать солидарно с Шорец М. В. и Гуселетова В. В. в пользу Алексеева В. А. компенсацию морального вреда в размере 50.000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Алексеева В. А. к Шорец М. В. о взыскании материального ущерба- отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья