о признании недействительным в части предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности



Дело № 2-1052/2012

Поступило в суд 18.07.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2012 года                                                  г. Новосибирск

Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе

председательствующего судьи                                                                              Косарева Е.А.

при секретаре                                                                                                             Коваленко Г.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ООО «Ресурс» о признании недействительным в части предписания отдела надзорной деятельности по Первомайскому району УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Ресурс» обратилось в суд с жалобой на предписание отдела надзорной деятельности по Первомайскому району УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области, ссылаясь на его необоснованность.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Первомайского района г. Новосибирска по Пожарному надзору ст. лейтенантом внутренний службы Стрижовым В.П. проведена внеплановая проверка трех одноэтажных зданий и территории ООО «Ресурс» по адресу: г. <адрес> по результатам которой вынесено предписание для устранения нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В предписание включено 6 пунктов выявленных нарушений. Три из них под № ,4,5 устранены. По пункту 2 «Помещения не оборудованы автоматической и пожарной сигнализацией» ППБ 01-03 п. 3 ведутся переговоры с лицензированными фирмами по установке, а НПБ-110-03 п.4 не действует с ДД.ММ.ГГГГ. По п. 3 «Помещения не оборудованы системой (установкой) оповещения людей о пожаре» ППБ 01-03 п.16, но в п.16 указано, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также усмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Однако в справке предоставленной директором ООО «Строительно-промышленная компания», которая арендует эти помещения, указано: в здании работает 4 человека, в здании работает 1 человек, и в здании работает 3 человека, режим работы дневной с 09 до 18 часов, выходные суббота и воскресенье. Поэтому данный пункт по<адрес> необоснованно включен в предписание. Кроме того, по постановлению мирового судьи по Первомайскому району г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ этот пункт исключен по предыдущему предписанию при рассмотрении материалов об административном правонарушении. По п. 6 предписания «Не проверяется состояние огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердака» ППБ 01-03 п.36 данный пункт выполнить не предоставляется возможным по следующим основаниям: отсутствует доступ к деревянным конструкциям чердака, т.к. на одном здании крыша двухскатная с глухими фронтонами и отсутствует доступ на чердак со стороны потолочного перекрытия; на двух других зданиях крыши односкатные, также с глухими фронтонами и с отсутствием доступа на чердак со стороны потолочных перекрытий; на чердаках всех трех зданий отсутствует электропроводка, наличие которой могло бы служить (в случае ее замыкания) причиной пожара. Выполнение этого пункта влечет за собой ежегодный демонтаж конструкций кровли и потолочных перекрытий зданий, а затем обратное их восстановление, что практически выполнить этот пункт не предоставляется возможным. В связи с этим, выполнение п.п.3 и 6 предписания влекут за собой ограничение производственной деятельности арендуемых помещений, что грозит полной ликвидацией ООО «Ресурс» и лишает права на дальнейшую производственную деятельность.

Представитель заявителя ООО «Ресурс» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется его расписка, ходатайств и заявлений не представил.

Представитель заинтересованного лица – отдела надзорной деятельности по Первомайскому района УНД ГУ МЧС России по НСО в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении жалобы отказать, указав, что п.2 Предписания «Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией» п. 4, НПБ 110-03 в связи с отменой действия с ДД.ММ.ГГГГ - требование отмены п.2 необоснованно. «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) признаны утратившими силу приказом МЧС России только ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Правила противопожарного режима в Российской Федерации. В соответствии с положениями п.2, п.3, п.4 ст.4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ на здания и помещения ООО «Ресурс» построенные до введения в действия «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» -Ф3 распространяются требования НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». П.3 ППБ 01-03 п. 16 «Помещения не оборудованы системой (установкой) оповещения людей о пожаре» Скулкин С.Ю. сообщает, что количество работающих менее 10-ти человек и оборудование помещения системой оповещения людей о пожаре не требуется - во время проведения проверки инспектору не было представлено штатное расписание предприятия (сведения о количестве работающих лиц). При проведении проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, срок начала которой ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении информации о количестве людей в помещениях менее 10-ти пункт предписания будет снят с исполнения. П.6 «Не проводится проверка огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердака» ППБ 01-03 п. 36. Скулкин С.Ю. сообщает, что будет вынужден два раза в год вносить изменения в конструкцию здания (демонтаж конструкций кровли и потолочных перекрытий) для обеспечения выполнения данного пункта. - В процессе эксплуатации здания была ликвидирована дверь (люк) во фронтоне чердака здания с двускатной кровлей. Положения п.4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» требуют «не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке». В предписаниях ГПН указываются только нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Государственный инспектор по пожарному надзору не имеет права предлагать методы устранения нарушений. Разбирать кровлю, восстановить двери (люк) либо другое решение по устранению нарушения принимается собственником имущества, либо лицом уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителями предприятия самостоятельно.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

По мнению заявителя, пункты 2,3,6 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ влекут за собой ограничение производственной деятельности.

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ отделом надзорной деятельности по Первомайскому району УНД ГУ МЧС по НСО вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым ООО «Ресурс» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить недостатки в области пожарной безопасности, в том числе: п. 2. Оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией ППБ 01-03 п. 3 НПБ 110-03 п.4; п.3. оборудовать помещение системой (установкой) оповещения людей о пожаре ППБ 01-03 п. 16; п.6. проверять состояние огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердака ППБ 01-03 п.36 (л.д.7-9).

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".

Заявитель просит отменить пункт 2 Предписания «Помещения не оборудованы автоматической и пожарной сигнализацией» в связи с отменой действия НПБ-110-03 с ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 предусмотрено, что тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

Пункт 4 норм пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 предусматривает, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

По мнению суда, требование заявителя об отмене пункта 2 предписания необоснованно, так как «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) признаны утратившими силу приказом МЧС России только ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.2, п.3, п.4 ст.4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ на здания и помещения ООО «Ресурс», построенные до введения в действия «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» -Ф3 распространяются требования НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

Следовательно, оснований для отмены пункта 2 обжалуемого предписания у суда не имеется.

Заявитель также просит отменить пункт 3 предписания, в котором указывается на нарушение ППБ 01-03 п. 16 «Помещения не оборудованы системой (установкой) оповещения людей о пожаре».

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Ресурс» пояснил, что три здания, обследуемые государственным инспектором Первомайского района г. Новосибирска по Пожарному надзору ст. лейтенантом внутренний службы Стрижовым В.П., находятся в собственности ООО «Ресурс» и переданы в аренду     ООО «Строительно-промышленная компания», просил отложить судебное заседание для предоставления договора аренды и штатного расписания, однако указанных доказательств не представил.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) следует, что в арендуемых помещениях организацией ООО «Ресурс» зданиях ,2,3 по адресу: ул. <адрес> количество одновременно работающих людей составляет 8 человек: здание – 4 чел., здание – 1 чел., здание – 3 чел. Суд не может принять в качестве доказательства указанную справку, поскольку отсутствуют надлежаще доказательства, что данные помещения арендуются ООО «Строительно-промышленная компания». Государственным инспектором Первомайского района г. Новосибирска по Пожарному надзору ст. лейтенантом внутренний службы Стрижовым В.П. сделан вывод о числе работающих в указанных помещениях исходя из площади помещений и количестве рабочих мест, штатное расписание ему не предъявлялось, о том, что помещения арендуются другим предприятием сведения не предоставлялись.

Заявитель указывает, что пункт 6 предписания «Не проводится проверка огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердака» ППБ 01-03 п. 36 подлежит отмене, так как исполнить его не предоставляется возможным, поскольку для выполнения данного пункта необходимо будет два раза в год вносить изменения в конструкцию здания (демонтаж конструкций кровли и потолочных перекрытий).

В соответствии с п.36. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Суд считает, что доводы жалобы об отсутствии доступа в чердачные помещения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку на представленных суду фотографиях(л.д.19,21) фронтона чердака отчетливо видны следы демонтажа прохода в чердачное помещение.

Положения п.4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не допускают изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке». Требования Правил пожарной безопасности распространяются на здания принадлежащие ответчику, и должны им соблюдаться.

Таким образом, судом установлено, что обжалуемые пункты предписания отдела надзорной деятельности по Первомайскому району УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области указаны государственным инспектором Первомайского района г. Новосибирска по Пожарному надзору ст. лейтенантом внутренний службы Стрижовым В.П. в соответствии с действующим законодательством, и в пределах его полномочий. Законные права ООО «Ресурс» этим предписанием не нарушены. Обязанность соблюдения требований пожарной безопасности является составляющей бремя содержания недвижимого имущества его собственником.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении жалобы ООО «Ресурс» об отмене пунктов 2,3,6 предписания отдела надзорной деятельности по Первомайскому району УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Судья                      Е.А.Косарев