к делу № 2-2518/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2010 г. Первомайский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Глущенко В.Н.
при секретаре Сенцовой И.А
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управление по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края к Кочурову Р.Ю. о понуждении к заключению охранного обязательства и встречное исковое заявление о выкупе квартиры и продлении срока принятия Охранного Обязательства и встречному иску Кочурова Р.Ю. к Управлению по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края о выкупе квартиры и продлении срока принятия обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Управление по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края обратилось в суд с иском к Кочурову Р.Ю. о понуждении к заключению охранного обязательства и встречное исковое заявление о выкупе квартиры и продлении срока принятия Охранного Обязательства. В обоснование заявленных требований указано, что здание, расположенное по ..., ... в ..., является объектом культурного наследия «Дом жилой», стоящим на государственной охране на основании Закона Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ. Собственником части помещений, а именно кв.Номер обезличен, является Кочуров Р.Ю. Данный гражданин обратился в управление за получением охранного обязательства. Однако, после получения проекта данного документа на руки, Кочурова Р.Ю. отказался подписывать охранное обязательство. В соответствии со ст. 33 Закона Краснодарского края “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края от 06.02.03г. № 558-КЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, и обеспечивать сохранность объекта культурного наследия. Согласно требованиям п. 1 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» «порядок и условия использования объектов культурного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия». Пунктом 5 вышеуказанной статьи предусматривается, что «объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»». На основании п.3 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) собственник объекта культурного
2
наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия (его части). Более того, согласно ч.4 ст.48 Закона охранное обязательство собственника объекта культурного
наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Таковым специально уполномоченным органом в Краснодарском крае в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 16 мая 2007 года № 455 является управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. В связи с вышеизложенным и руководствуясь ст.445 ГК РФ, ст.8 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» управление направило Кочурову Р.Ю. три экземпляра охранного обязательства от Дата обезличена Номер обезличен для добровольного подписания. Однако Кочуров Р.Ю. вместо подписания написал жалобу - претензию на имя главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Управлением ни раз разъяснялось действующее законодательства и указывалось о необходимости добровольного исполнения требований вышеуказанного законодательства, и что в случае неисполнения управление будет вынуждено обратиться в суд с иском о понуждении к заключению охранного обязательства от 03.12.2009 № 201/2009 с возложением на ответчика всех судебных издержек. В течение месячного срока со дня получения проекта охранного договора ответчик не выполнил требования п. 1 статьи 445 ГК РФ - не подписал охранное обязательство, направил «отказ от заключения охранного обязательства» (отказ от акцепта). Такое поведение ответчика является в соответствии с законодательством уклонением от заключения охранного обязательства, заключение которого является обязательным в силу закона. В соответствии с п. 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Согласно п.2 ст.8 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения законодательства Российской Федерации в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, их территории и зон их охраны, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины. На основании вышеизложенного, просит суд понудить Кочурова Р.Ю., проживающего по адресу: ..., ..., ..., ..., заключить с управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края охранное обязательство от Дата обезличена Номер обезличен.
Кочурова Р.Ю. обратился в суд с встречным исковым заявлением к Управлению по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края о выкупе квартиры и продлении срока принятия обязательств, указав, что на основании Договора Номер обезличен от Дата обезличена года «О передаче в собственность жилого помещения» ... ... и Свидетельства о государственной регистрации права серия 23-АА Номер обезличен, выданное Дата обезличена года, была передана квартира, находящаяся по адресу ..., ..., ..., ... с указанием (обременениями) права: не зарегистрированы. Регистрирующий орган при совершении сделки руководствуется согласно письма от Дата обезличена г. руководителя управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края М.М.И. - Госорган. Квартира Номер обезличен стала объектом памятника истории и культуры, чем обязывают меня оформить Охранное Обязательство. Кочуровым Р.Ю. было оно заказано, уплачено 2500 рублей, но после ознакомления с содержанием этого Охранного Обязательства и приложения к нему Акта технического состояния памятника, я не располагаю материальными средствами для сохранения и содержания квартиры исторического памятника (за свой счет производить ремонт, который требует Охранное Обязательство, содержать противопожарное оборудование и т.д.) Пункт Номер обезличен
3
Охранного Обязательства предупреждает, что Госорган может изъять у меня квартиру за
бесхозяйственное содержание памятника (...), я не могу гарантировать сохранность квартиры. Подписание Охранного Обязательства ограничивает мои действия как собственника совершении сделок с недвижимостью. Кочуров Р.Ю.с семьей (жена и ребенок) проживают в малогабаритной однокомнатной квартире. Есть острая необходимость улучшить жилищные условия путем приобретения квартиры большей площади. Для этого необходимо продать выше указанную квартиру. В связи с возникшими обременениями найти покупателя нереально. На основании изложенного просит, понудить Госорган решить вопрос о выкупе кв. ... стоимостью 1 мл. 100 000 рублей. Не понуждать Кочурова Р.Ю. к подписанию Охранного Обязательства до объявления нового собственника на эту квартиру (объявление о продаже с новым обременением дано).
В судебном заседании представитель истца Ржевский Д.С., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что оформление Администрацией ЦО г. Краснодара договора с Кочуровым Р.Ю. подобным образом является неправомерным. Просил иск удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
Ответчик и его представитель Савина Л.Я., действующая на основании доверенности, настаивали на удовлетворении заявленных встречных требований, просили их удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении исковых требований Управления по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края просили отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования истца Управления по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного иска Кочурова Р.Ю. отказать.
Как установлено в судебном заседании здание, расположенное по ..., ... в ..., является объектом культурного наследия «Дом жилой», стоящим на государственной охране.
В соответствии с договором Номер обезличен от Дата обезличена и свидетельства о государственной регистрации права 23 АА Номер обезличен от Дата обезличена собственником кв. Номер обезличен в доме Номер обезличен в ... является Кочуров Р.Ю.
Согласно техническому паспорту жилого помещения и свидетельством о государственной регистрации права 23 АА Номер обезличен от Дата обезличена квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен в ... состоит из жилой комнаты, площадью 21 кв.м. и кухни, площадью 5,2 кв.м. - общей площадью 26,2 кв.м., жилой площадью - 21,0 кв.м.
В соответствии с актом технического состояния памятника истории и культуры, определение плана работ по памятнику и благоустройству территории от Дата обезличена Номер обезличен жилое здание расположенное в историческом центре города по ... одно из немногих сохранившихся представителей романтического модерна. Общее состояние здание неудовлетворительное, есть просадка.
Дата обезличена. Кочурову Р.Ю. Управлением по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края было предложено заключить охранное обязательство Номер обезличен согласно которому: квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен в ... находится под охраной государства, в целях его дальнейшего сохранения как памятника истории и культуры использовать исключительно для проживания граждан. От подписания Охранного обязательства Кочуров Р.Ю. отказался.
В соответствии со ст. 33 Закона Краснодарского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» от 06.02.03г. № 558-КЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, и обеспечивать
4
сохранность объекта культурного наследия.
Согласно требованиям п. 1 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» «порядок и условия использования объектов культуного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством, охранным договором, договором аренды объекта культурного наследия (охранно-арендным договором), договором безвозмездного пользования объектом культурного наследия».
Пунктом 5 вышеуказанной статьи предусматривается, что «объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»».
На основании п.3 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия (его части).
Согласно ч.4 ст.48 Закона охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Таковым специально уполномоченным органом в Краснодарском крае в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.05.2007 № 455 является управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
Как установлено судом, специально уполномоченным органом в Краснодарском крае в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.05.2007 года № 455 является управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, учитывая, что, здание Номер обезличен, расположенное по ... в ... является объектом культурного наследия и его охрана и содержание являются приоритетной обязанностью собственника, суд считает возможным, исковые требования Управления по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края удовлетворить, а в удовлетворении исковых требований Кочурову Р.Ю. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
5
РЕШИЛ:
Иск Управления по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей
(наследия) Краснодарского края удовлетворить.
Обязать Кочурова Р.Ю., проживающего по адресу: ..., ул.
..., ..., заключить с Управлением по охране реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края охранное обязательство от Дата обезличена Номер обезличенг.
В удовлетворении исковых требований Кочурова Р.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Федеральный судья