Дело …
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2010 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Какунько Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Т.Н.М. об оспаривании решения департамента имущественных отношений Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Т.Н.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения департамента имущественных отношений Краснодарского края.
В обоснование требований указала, что является собственником нежилых сооружений - склад ГСМ, площадью 116,8 кв.м., литер Г 38, и площадью 32.1 кв.м, литер Г 39, расположенных по адресу: г.Краснодар, …. 23.01.2008г. на основании постановления главы муниципального образования город Краснодар … предыдущим собственником нежилых сооружений склада ГСМ литер 38; 39, гражданином Ч.Г.А. был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок находящийся по адресу г.Краснодар, …. На основании ст. 35, 36 ЗК РФ 27.02.2010г. истица обратилась в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м. находящегося по адресу г.Краснодар, …. Письмом от 31.03.2010г. ей отказано в предоставлении земельного участка ссылаясь на необходимость снятия земельного участка с кадастрового учета. 18.05.2010г. заявительница обратилась с заявлением к главе муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, однако ей было отказано со ссылкой на то, что уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком является департамент имущественных отношений Краснодарского края. Считает решение от 31.03.2010г. департамента имущественных отношений Краснодарского края незаконным, просит суд решение от 31.03.2010г. департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м. находящегося по адресу г. Краснодар, …, признать недействительным. Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить истице земельный участок с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м. находящийся по адресу: г.Краснодар, … в собственность за плату.
В судебном заседании заявительница через своего представителя – М.В.В., действующего на основании доверенности, поддержала заявленные требования, считает их законными и обоснованными, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил л.д.21).
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар М.С.А., действующая на основании доверенности, просит в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что администрация муниципального образования г. Краснодар является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края соответствующим закону.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 30.10.95 … «О предоставлении АОЗТ «Авторемонтный завод «Краснодарский» земельного участка в Карасунском административном округе» акционерному обществу закрытого типа «А.К.» предоставлен земельный участок площадью 66 081 кв.м в аренду на двадцать пять лет и земельный участок площадью 7849 кв.м в аренду на десять лет для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара. Заключен договор аренды земельного участка от 19.12.95 ….
Земельному участку присвоен административный адрес: улица … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (справка о присвоении административного адреса от 30.06.2006 … л.д.15).
Прежним собственником указанных нежилых сооружений - складов горюче-смазочных материалов литеры «Г38», «Г39» по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара являлся Ч.Г.А.
Ч.Г.А. обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
При проведении работ по формированию земельного участка по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара изготовлен проект границ земельного участка, площадь которого составила 1218 кв.м.
Постановлением Главы муниципального образования город Краснодар от 23.01.2008 г. … «Об утверждении проекта границ земельного участка по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» утвержден на землях населенных пунктов проект границ земельного участка площадью 1218 кв.м, в том числе земельного участка площадью 448 кв.м, расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, для эксплуатации склада горюче-смазочных материалов по улице … в Карасунском внутригородском округе города Краснодара л.д.8).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т.Н.М. на основании договоров дарения от 03.11.2009г. является собственником нежилых сооружений - склад ГСМ, общей площадью 116,8 кв.м., литер Г 38, и общей площадью 32,1 кв.м, литер Г 39, расположенных по адресу: г.Краснодар, Карасунский округ, …, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права … и … дата выдачи 12.02.2010г., выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 18.05.2010 г., а также справкой филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по состоянию на 14.05.2010 г. л.д.6-7, 23-25).
27.02.2010г. Т.Н.М., будучи собственником указанных нежилых помещений, обратилась в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м, находящегося по адресу: г.Краснодар, Карасунский округ, ….
Письмом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010г. заявительнице отказано в предоставлении земельного участка и указано на необходимость снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета, поскольку он состоит из 2 земельных участков, один из которых находится в собственности Краснодарского края, а право собственности на другой не зарегистрировано л.д.10).
18.05.2010г. заявительница обратилась с заявлением к главе муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, однако ей было отказано со ссылкой на то, что уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком является департамент имущественных отношений Краснодарского края л.д.11).
Заявительница считает отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010г. в предоставлении ей в собственность земельного участка незаконным, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.
В силу ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Частью 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, заявительница, обратившись с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка за плату, реализовала предоставленное ей законом право выбора правового режима землепользования.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Указанный перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370 и не предусматривает необходимости предоставления в уполномоченный орган документов, указанных в письме департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010г.
В своем письме департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает на необходимость формирования испрашиваемого земельного участка. Вместе с тем, в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 +/- 12 кв.м, находящегося по адресу г.Краснодар, …, землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, а также заключение к проекту границ земельного участка л.д.9). Таким образом, спорный земельный участок сформирован, его границы согласованы, что подтверждается имеющимся в материалах дела землеустроительным делом л.д.16-17).
Согласно геодезической съемке, выполненной по состоянию на 05.1.2.2005 г. «красная линия» не пересекает границ земельного участка с кадастровым номером …, находящегося по адресу: г.Краснодар, …л.д.27).
В силу ч. 2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, ФЗ не могут находиться в частной собственности.
Перечень земельных участков, изъятых из оборота и не подлежащих передаче в частную собственность, определен статьей 27 ЗК РФ.
Судом установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов. Даная категория земель не содержится в перечне земель, изъятых из оборота.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Краснодар, …, площадью 1223 кв.м., не относится ни к одному из вышеперечисленных случаев, поскольку никаких предусмотренных законом действий по изъятию или резервированию земельного участка не предпринималось.
Таким образом, никаких, предусмотренных федеральным законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы представителем департамента имущественных отношений Краснодарского края не представлено никаких достоверных доказательств законности действий департамента, выразившихся в отказе заявительнице в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу удовлетворить требования Т.Н.М., признать отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010г. в предоставлении заявительнице в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м., находящегося по адресу г. Краснодар, …, незаконным, и обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края восстановить нарушенное право Т.Н.М. путем вынесения постановления о предоставлении Т.Н.М. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м, находящегося по адресу г.Краснодар, …в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу. К такому выводу суд пришел потому, что предусмотренных федеральным законом оснований для отказа заявительнице в предоставлении земельного участка в собственность не имеется.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010г. в предоставлении Т.Н.М. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м., находящегося по адресу г. Краснодар, …, незаконным.
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края восстановить нарушенное право Т.Н.М. путем вынесения постановления о предоставлении Т.Н.М. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …, площадью 1223 кв.м, находящегося по адресу г.Краснодар, … в течении 15 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Судья -
Решение изготовлено 02.08.2010 г.