Р Е Ш Е Н И Е дело ……………
28 июля 2010г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего судьи Махова В.В.
при секретаре Спружевникове В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дуванова Г.П., Довладбегова Л.Г., Воробьева В.И., Петриева Н.М., Субботина В.С., ШкуринскогоС.Г., Филипкова М.В. к ГУВД по Краснодарскому краю о взыскании задолженности по выплате пенсий,
У С Т А Н О В И Л :
Дуванов Г.П., Довладбегов Л.Г., Воробьев В.И., Петриев Н.М., Субботин В.С., Шкуринский С.Г., Филипков М.В. к ГУВД КК о взыскании задолженности по продовольственному пайку и 10-ти кратного ограничения денежного довольствия по исчислению пенсии с МРОТ в период ………. гг.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Крищенко О.Д. пояснил, что истцам в период времени с ………… гг. неправомерно не доплачивалась часть пенсии, а именно: о несвоевременной недоплате денежного довольствия по продовольственной составляющей и 10-ти кратного ограничения денежного довольствия при изменении МРОТ в порядке установленном ст. 43,50, 58 ФЗ законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993г. в старой редакции. Истцы предъявляют претензии к ответчику в образовавшейся задолжности в несвоевременном исчислении по невыплате двух составляющих, продпойка и 10-ти кратного размера денежного довольствия при применении МРОТ в период …………. г.г., которые ответчик должен был отслеживать ежемесячно, согласно месячной стоимости продовольственного пойка, учитываемого при расчете пенсии пенсионерам МВД РФ. ГУВД, по мнению представителя истцов, не отслеживало ежемесячную стоимость продовольственного пайка, учитываемого при расчете пенсии пенсионерам МВД РФ в период ……….г. В результате изложенного образовались события недоплаты по продовольственному пайку в месяцах и конкретных годах: в …………………………...
Представитель ответчика Колесникова Л.Н., действующая на основании доверенности, просила суд отказать в иске, поскольку не имеется правовых основания для производства требуемых истцами выплат.
Ознакомившись с исковым заявлением, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу на должностях рядового и. начальствующего состава органов внутренних дел, осуществляется на условиях и по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон).
Пересмотр назначенных пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличений, осуществляется согласно статьи 49 названного Закона: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При одновременном возникновении двух оснований, указанных в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в данной статье оснований определяется Правительством Российской Федерации.
На основании данного положения Закона, а также в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительству РФ пунктом «ж» части 1 статьи 114 и частью 1 статьи 115 Конституции РФ, статьей 4 постановления Верховного Совета РФ от 12.02.1993г. №4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, статьями 22, 23 федерального конституционного закона от 17.12.1997г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», издано постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу. ..», в котором определен порядок пересмотра пенсий по основаниям статьи 49 Закона.
На основании определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001г. №КАС 01-370 и разъяснения от 17.02.2004г. №КАС 01-370, а так же в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 1 ГПК РФ, частью 3 статьи 239-8 ГПК РСФСР, пункта 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.05.2000г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда РФ» (действовавшего до 20.01.2003г.) начиная с 04 октября 2001г. признаны незаконными пункт 8, подпункт «б» пункта 9 и подпункт «б» пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, проходящим службу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
На основании указанного положения Конституции РФ, ГУВД по Краснодарскому краю, как орган, назначающий пенсии, строго руководствовался вышеназванными положениями постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 до 4 октября 2001г., то есть до даты вынесения определения кассационной коллегией Верховного Суда РФ от 4 октября 2001г. №КАС 01-370, а после указанной даты стоимость продовольственного пайка не увеличивалась.
В данном случае статья 58 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993г., на которую ссылаются истцы, применена быть не может, поскольку правовая норма этой статьи применяется к таким отношениям, которые непосредственно находятся в компетенции и зависимости от действия (бездействия) органа, назначающего пенсию. Поскольку незаконными и недействующими были признаны правовые нормы Постановления Правительства РФ, а не действия органа, назначающего и выплачивающего пенсию, то вина ГУВД по Краснодарскому краю - отсутствует. Следовательно, и оснований для перерасчета пенсии за прошлое время без ограничения каким - либо сроком - не имеется. Поскольку определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2001г. №КАС 01-370 вина возложена на Правительство РФ, то при рассмотрении права на перерасчет пенсий за период до декабря 2000г. следует руководствоваться общим сроком исковой давности - 3 года (статья 196 ГК РФ).
На основании изложенного и учитывая, что вина ГУВД по Краснодарскому краю, как пенсионирующего органа, отсутствует, а при рассмотрении вопроса о возложении ответственности на Правительство РФ у истца пропущен срок исковой давности для защиты нарушенного права, -оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
При таких обстоятельствах правовых оснований для пересмотра пенсии Дуванову Г.П., Довладбегову Л.Г., Воробьеву В.И., Петриеву Н.М., Субботину B.C., Шкуринскому С.Г., Филипкову М.В. за период с ……………... не имеется, поскольку нормы Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 в …………. году еще действовали в полном объеме и подлежали применению вплоть до 04.10.2001г.
В пункте 5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определены права и социальные гарантии офицеров, уволенных с военной службы, то есть военных пенсионеров.
Данная правовая норма не содержит прямого указания на выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка военным пенсионерам. В связи с чем, ссылка суда в обжалуемых судебных постановлениях на норму права о продовольственном обеспечении военнослужащих является применением закона, не подлежащего применению.
Аналогичная позиция нашла отражение в Определении Конституционного суда
Российской Федерации от 5 ноября 2004г. №349-о(абз.З и 4 пункта 2), где сказано, что
«Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются положениями пункта 1 статьи 14 Федерального закона «о статусе военнослужащих», согласно которым продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом министерством обороны Российской федерации, в форме выдачи продовольственного пайка, выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска, либо в иных формах.
Из содержания данной статьи, рассматриваемой во взаимосвязи со статьями 12 и 13 данного Федерального закона, определяющими размеры и структуру денежного довольствия и дополнительных выплат к нему, следует, что продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предоставляется в качестве дополнительной меры социальной защиты. Установление различных форм такого обеспечения, определение правовых оснований и круга субъектов, его получающих, осуществлено федеральным законодателем в пределах его полномочий в названном Федеральном законе, нормы которого реализуется в соответствии с иными нормативными актами, в том числе подзаконными.»
В соответствии с п.2 указанного Положения основной задачей продовольственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, является обеспечение органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации продовольствием, фуражом, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организация питания военнослужащих по установленным нормам. Иными словами, продовольственное обеспечение, организация питания и д.п. является основной задачей продовольственной службы в действующих подразделениях Вооруженных сил РФ.
Также в пункте 18 указанного положения установлены формы продовольственного обеспечения исключительно военнослужащих, проходящих службу, о чем прямо указано в нормативно-правовом акте.
Понятие «денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка (питания) указывается законодателем только в отношении военнослужащих (Федеральный закон от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), а в отношении военных пенсионеров и лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,... законодателем указывается такое понятие как «месячная стоимость продовольственного пайка» (Закон РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской федерации»).
Данное положение также подтверждает установление законодателем равного правового положения военнослужащих, проходящих военную службу, и офицеров, уволенных с военной службы, поскольку, как было указано выше в определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2004г. №349-0, продовольственное обеспечение военнослужащим, проходящих военную службу, предоставляется в качестве дополнительной меры социальной защиты (абз.4 п.2).
Более того, при вынесении обжалуемых судебных постановлений проигнорирована позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума верховного суда Российской федерации от 27.02.2008г. (вопрос №5), где дано разъяснение о том, что пенсии, лицам, указанным в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1. за период до 04 октября 2001г. В связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка, (с учетом определения кассационной коллегии верховного суда российской Федерации от 17 февраля 2004г. №КАС 01-370) не могут быть пересчитаны.
Таким образом, действия ГУВД по Краснодарскому краю, её органов и должностных лиц, по мнению суда, законны и правомерны, требования истца необоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Дуванова Г.П., Довладбегова Л.Г., Воробьева В.И., Петриева Н.М., Субботина В.С., Шкуринского С.Г., Филипкова М.В. к Главному управлению внутренних дел по Краснодарскому краю о взыскании задолженности по выплате пенсий – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Первомайский районный суд г.Краснодара.
Судья Махов В.В.