Решение о перерасчете пенсии



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

12 августа 2010 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре Никифоровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Г.С.А. к военному комиссариату Краснодарского края о понуждении произвести перерасчет пенсии за прошлые годы и выплате задолженности,

у с т а н о в и л:

Г.С.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края о понуждении произвести перерасчет пенсии за прошлые годы и выплате задолженности.

В обоснование своих требований указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с 9 мая 1998 года. Военным комиссариатом Краснодарского края ему была начислена и выплачивалась с 2000 года и по 1 декабря 2007 года пенсия с учётом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен денежного пайка — причём размер денежной компенсации устанавливался с 1 января 2000 года в соответствующем Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в размере 20 рублей в сутки.

Определением Верховного суда РФ от 4 октября 2001 г. (дело …) было разъяснено, что законодателем в Законе РФ №4468-1 от 12.02.93г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» введено специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии», увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь одновременно с увеличением этой составляющей пересмотр пенсии.

В связи с чем, считает возможным требовать от соответствующих органов, осуществляющих пенсионное обеспечение военных пенсионеров, перерасчет своей пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка и взыскании задолженности.Считает, что военный комиссариат Краснодарского края незаконно исчислял ему при расчете размера пенсии денежную составляющую (компенсацию) взамен продовольственного общевойскового пайка, в том числе, в размере 20 руб. в сутки, нормы которого утверждены приказом Министра обороны РФ №400 от 22.07.00г. - с 2000 года по 01.12.07г.

Определением Конституционного Суда РФ №429-0 от 14 декабря 2004 г. установлено, что положения пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2000 год», пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», пункта 5 приложения 9 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год», статей 97 и 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального бюджета «О федеральном бюджете на 2004 год» и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему, аналогично - по федеральным законам о бюджетах на 2005-2007 годы - по их конституционно - правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ в указанном определении с учетом правовых позиций, изложенных им ранее в сохраняющих свою силу решениях, - не предполагают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка.

На основании изложенного, просит суд обязать военный комиссариат Краснодарского края произвести ему перерасчет пенсии, начиная со дня её первого начисления по 01 декабря 2007 года, принимая в расчет реальную стоимость продовольственного пайка в прошедшие годы с 2000 года по 2007 год, на основании расчетных данных Центрального продовольственного управления МО РФ о стоимости продовольственного пайка в вышеуказанный период. Обязать военный комиссариат Краснодарского края произвести доплату невыплаченной части пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка за соответствующие годы и инфляционной составляющей по годам невыплаты. Применить ст. 395 ГК РФ ко всем суммам задолженности по пенсионному обеспечению, подлежащим ему к выплате по заявленным исковым требованиям, за период с 1 декабря 2007 года по день вынесению судом решения.

В судебном заседании Г.С.А. на удовлетворении иска настаивал. Согласно уточненным требованиям, просит суд обязать военный комиссариат Краснодарского края произвести ему перерасчет пенсии, начиная со дня её первого начисления по 01 декабря 2007 года, принимая в расчет реальную стоимость продовольственного пайка в прошедшие годы с 2000 года по 2007 год, на основании расчетных данных Центрального продовольственного управления МО РФ о стоимости продовольственного пайка в вышеуказанный период. Обязать военный комиссариат Краснодарского края произвести доплату невыплаченной части пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка за соответствующие годы и инфляционной составляющей по годам невыплаты в размере 146 502,85 рублей. Применить ст. 395 ГК РФ ко всем суммам задолженности по пенсионному обеспечению, подлежащим ему к выплате по заявленным исковым требованиям, за период с 1 декабря 2007 года по день вынесению судом решения.

Представитель военного комиссариата Краснодарского края В.Д.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска Г.С.А. возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, пришел к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Г.С.А. является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсии за выслугу лет, выплачиваемую военным комиссариатом Краснодарского края.

В соответствии ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.93г. (с изменениями и дополнениями) назначаемые пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В силу ст.49 вышеназванного Закона (в редакции действующей на соответствующий период) назначенные пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с
законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и
сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-
исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения
учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих
категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального
размера пенсии по старости.

Данный перечень являлся исчерпывающим на момент спорных отношений и расширительному толкованию не подлежал.

Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Правительством Российской Федерации.

По своему составу понятие «денежное довольствие для исчисления пенсий» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих». Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие не входит, а включается только для исчисления пенсий.

В силу ст. 14 Закона РФ «О статусе военнослужащих» (в редакции действующей с 1 декабря 2007 года. - Федеральный закон от 01.12.2007 N 311-ФЗ) продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом. Министерством обороны РФ, в одной из следующих форм:

- организация питания по месту военной службы - для военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается
Правительством РФ;

- выдача продовольственного пайка;

- выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости – по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска.

Поскольку военный пенсионер не может получать паек в натуральном виде, то пенсия ему исчисляется из денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, состоящим на службе, так как согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной и противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия исчисляется из составляющих денежного довольствия.

Пенсия не может исчисляться из денежных сумм, которые военнослужащему, состоящему на службе, не выплачиваются.

Подход для определения части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого, при расчете и пересмотре пенсий должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении её денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывших военнослужащих также должен производиться, исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной Федеральным законом для военнослужащих.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем, при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000г., 2001г., 2002г., 2003г. Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки и впоследствии не изменялась.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Ссылка в исковом заявлении на определение Конституционного Суда РФ от 14.12.04г. не является основанием для удовлетворения иска, так как Конституционный Суд в своем постановлении указал на то, что положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000-2004 г.г. в части установления размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан и не означают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам. Также указано, что при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы, положения федеральных законов, устанавливающих материальные гарантии социальных прав военнослужащих, могут приостанавливаться.

В определении от 09.06.05г. №220-О Конституционный Суд РФ дал разъяснение и указал, что предписание п.3 "'резолютивной части определения от 14.12.04г. не может рассматриваться как предопределяющее удовлетворение исковых требований. Определением от 24.11.05г. № 408 Конституционный Суд РФ подтвердил свою позицию, изложенную в определении от 14.12.04г. о допустимой конкретизации обязанности государства по реализации права военнослужащих на продовольственное обеспечение в форме денежной компенсации.

В обзорах за 4 квартал 2004 года и 1 квартал 2005 года Верховным Судом РФ изложена правовая позиция в целях единства судебной практики по рассмотрению данной категории споров. Основой расчета денежной компенсации является специальный закон - Федеральный закон о федеральном бюджете, которым в 2000-2005 г.г. норма денежной компенсации установлена в размере 20 руб. в сутки.

Ни федеральными законами, ни иными нормативными актами увеличение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка не предусмотрено, в настоящее время денежная компенсация военнослужащим, проходящим действительную военную службу, выплачивается в прежнем размере. Это положение распространяется и на военных пенсионеров.

Таким образом, расчетные данные Центрального продовольственного Управления Министерства обороны РФ, а также среднестатистические данные ФСГС по Краснодарскому краю о реальной стоимости продовольственного пайка не могут служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основной такого расчета является специальный закон.

Установление размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка военным пенсионерам к компетенции суда не относится.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований Г.С.А. о понуждении военного комиссариата Краснодарского края произвести перерасчет пенсии за прошлые годы и выплате задолженности, считает необходимым в удовлетворении иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Г.С.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья-