Решение о выселении



К делу …

Решение

Именем Российской Федерации

13 августа 2010 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре Никифоровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования г. Краснодар к К.Л.В. К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В. о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с иском к К.Л.В., К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В. о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование требований указано, что ответчики К.Л.В., 1953 года рождения, К.С.А., 1972 года рождения, К.А.И., 1951 года рождения, А.Н.А., 1980 года рожде­ния, К.Л.В., 1972 года рождения, К.А.С., 1994 года рождения, А.Л.В., 2002 года рождения, К.В.С., 2005 года рождения, А.В.В., 2008 года рождения, зарегистрированы в 2-комнатной квартире № 6 общей площадью 33,6 кв.м., в том числе жилой площадью 22,3 кв.м., расположенной по адресу: г. Краснодар, …. Нанимателем указанного жилого помещения является К.Л.В.

На основании п. 34 Положения о признании помещения жилым помеще­нием, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого по­
становлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в соответствии с заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при
администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от
24.12.2008 … постановлением главы муниципального образования город
Краснодар от 30.12.2008 … «О признании многоквартирных домов ава­рийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по …, литеры «А», «Б» признан аварийным и
подлежащим сносу.

Во исполнение постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 … «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», постановлением администрации муници­пального образования город Краснодар от 24.05.2010 … «О предоставле­нии однокомнатной квартиры …, находя­щейся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, по договору социального найма жилого помещения» указанная квартира общей площадью 43,3 кв.м. предоставлена К.Л.В., К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В. зарегистриро­ванных по месту жительства в квартире ….

25.05.10г. постановление получено К.Л.В., вместе с тем, договор социального найма на указанное жилое помещение К.Л.В. не заключен.

До настоящего времени по вопросу заключения договора социального найма к наймодателю - МУ «Управление жилищного хозяйства» К.Л.В. не обращалась.

04.06.10г. в управление по жилищным вопросам администрации муни­ципального образования город Краснодар с заявлением об отказе в предостав­лении указанного жилого помещения обратилась К.Л.В.

Однако, согласно требованиям ЖК РФ му­ниципальным образованием город Краснодар жилищные права граждан заре­гистрированных в квартире …, ущемлены не были.

Своим отказом от вселения в предоставленное жилое помещение муни­ципального жилищного фонда ответчики создают угрозу своей жизни и чинят препятствия сносу аварийного дома, что приводит к нарушению установлен­ных сроков по реализации адресной программы Краснодарского края по пере­селению граждан из аварийного жилищного фонда.

На основании изложенного, просит суд выселить К.Л.В., К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В. из квартиры …, общей площадью 33,6 кв.м., аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, …, в предоставленную муниципальным образовани­ем город Краснодар по договору социального найма в 1-комнатную квартиру …, общей площадью 43,3 кв.м., расположенную по …. Обязать К.Л.В. заключить договор социаль­ного найма жилого помещения на 1-комнатную квартиру …, общей площа­дью 43,3 кв.м., расположенную по … с муниципаль­ным учреждением «Управление жилищного хозяйства». Снять с регистрационного учёта К.Л.В., К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В., зарегистрированных по месту жи­тельства по адресу: г. Краснодар, …. Обязать К.Л.В. расторгнуть договор соци­ального найма жилого помещения на квартиру. , расположенную по адресу: г. Краснодар, …, с муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства».

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Д.В.А., действующий на основании доверенности, на удовлетворении иска настаивал, считает требования законными и обоснованными.

К.Л.В. против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражала. Суду пояснила, что по документам ответчики занимают одну квартиру … в аварийном доме, однако по факту они занимают две квартиры: …. Квартира … была освобождена прежними собственниками в 1989 году в связи с предоставлением других квартир, в 1992 году они ее заняли, оплачивают свет, газ, воду. В 1992 году они обращались с заявлением о присоединении занимаемых квартир в качестве подсобных помещений, но заявление не было принято. Квартиру, предоставляемую ответчиком взамен квартиры в аварийном доме они не смотрели, смотровой ордер получили. Постановление о предоставлении квартиры не обжаловали, но в письменном порядке от предоставляемой квартиры отказались 04.06.10г., поскольку предоставление однокомнатной квартиры расположенной на 12-м этаже взамен двухкомнатной не отвечает требованиям жилищного законодательства и нарушает права членов семьи состоящей из девяти человек, из которых четверо детей и ее муж К.А.И. – инвалид 2 группы, в связи с ампутацией ноги. Просит в удовлетворении требований отказать.

К.С.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.А.С., К.В.С. как законный представитель против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражал, солидарен с позицией К.Л.В.

К.Л.В. действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних К.А.С., К.В.С. как законный представитель против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражала, солидарна с позицией К.Л.В.

К.А.И. против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражал, солидарен с позицией К.Л.В.

А.Н.А., действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних А.Л.В., А.В.В. как законный представитель, лично и через своего представителя Н.А.И., действующего на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, считает требования незаконными и необоснованными. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар в судебное заседание не явился уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель аппарата уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Д.П.А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражал. Считает, что предоставление однокомнатной квартиры расположенной на 12-м этаже взамен двухкомнатной не отвечает требованиям жилищного законодательства и нарушает права членов семьи состоящей из девяти человек, четверо из которых являются несовершеннолетними, один – инвалид второй группы. Просит в удовлетворении требований отказать.

Помощник прокурора Центрального административного округа г. Краснодара К.М.А. против удовлетворения требований администрации муниципального образования г. Краснодар возражала. Пояснила, что однокомнатная квартира по … расположена на двенадцатом этаже дома, предоставлена без согласия жильцов, при этом ухудшаются жилищные условия семьи, жилая площадь уменьшается, нарушаются права инвалида и четырех несовершеннолетних детей. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, прокурора, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, К.Л.В., на основании обменного ордера … от 02.06.77г. является нанимателем двухкомнатной квартиры … в г. Краснодаре, расположенной на 1-м этаже, общей площадью 33,6 кв.м., в том числе жилой 22,3 кв.м.

Как установлено судом и усматривается из выписки из лицевого счета квартиросъемщика … от 22.04.10г., помимо нанимателя, в квартире … в г. Краснодаре постоянно зарегистрированы и проживают: К.С.А., 1972 года рождения, К.А.И., 1951 года рождения, А.Н.А, 1980 года рожде­ния, К.Л.В., 1972 года рождения, К.А.С., 1994 года рождения, А.Л.В., 2002 года рождения, К.В.С., 2005 года рождения, А.В.В., 2008 года рождения, как члены семьи нанимателя л.д. 15-17).

На основании п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого по­становлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в соответствии с заключением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 24.12.2008 … постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 …«О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по …, литеры «А», «Б» признан аварийным и подлежащим сносу л.д. 9-12).

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хо­зяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фон­дом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21.07.07г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организацион­ные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Фе­дерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, поря­док создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует от­ношения между указанной некоммерческой организацией, органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления.

В соответствии с требованиями указанного закона переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищ­ным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварий­ного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Фе­дерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое поме­щение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от пре­доставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенно­го пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположе­но ранее занимаемое жилое помещение.

В целях получения Краснодарским краем финансовой поддержки на при­обретение в собственность Краснодарского края жилых помещений для пересе­ления граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государствен­ной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства утверждена адресная программа Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необ­ходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.09г. №110 «Об утверждении адресной программы Краснодар­ского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год» утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предос­тавление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жи­лищного фонда, в который включены литеры «А», «Б», многоквартирного дома по ….

В соответствии с заявкой администрации муниципального образования город Краснодар администрацией Краснодарского края были закуплены жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищ­ного фонда, в соответствии с перечнем, утвержденным вышеуказанным поста­новлением, указанные жилые помещения переданы в собственность муници­пального образования л.д. 18).

Во исполнение постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.08г. … «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», постановлением администрации муници­пального образования город Краснодар от 24.05.10г. … «О предоставле­нии однокомнатной квартиры …, находя­щейся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, по договору социального найма жилого помещения» указанная квартира общей площадью 43,3 кв.м. предоставлена К.Л.В., К.С.А., К.А.И., А.Н.А., К.Л.В., К.А.С., А.Л.В., К.В.С., А.В.В. зарегистриро­ванных по месту жительства в квартире … л.д. 14).

Судом установлено, что 25.05.10г. указанное постановление было получено К.Л.В. л.д.33), вместе с тем, договор социального найма на указанное жилое помещение К.Л.В. не заключен. До настоящего времени по вопросу заключения договора социального найма к наймодателю - МУ «Управление жилищного хозяйства» К.Л.В. не обращалась.

Напротив, 04.06.10г. К.Л.В. обратилась в управление по жилищным вопросам администрации муни­ципального образования город Краснодар с заявлением об отказе в предостав­лении указанного жилого помещения, считая, что предоставление однокомнатной квартиры расположенной на 12-м этаже взамен двухкомнатной не отвечает требованиям жилищного законодательства и нарушает права членов семьи состоящей из девяти человек, четверо из которых являются несовершеннолетними, один – инвалид второй группы.

Заявляя требования о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, администрация муниципального образования г. Краснодар ссылается на то, что своим отказом от вселения в предоставленное жилое помещение муни­ципального жилищного фонда ответчики создают угрозу своей жизни и чинят препятствия сносу аварийного дома, что приводит к нарушению установлен­ных сроков по реализации адресной программы Краснодарского края по пере­селению граждан из аварийного жилищного фонда.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору со­циального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом го­сударственной власти или органом местного самоуправления, принявшими ре­шение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Семья А., К., распоряжением главы администрации Цен­трального административного округа города Краснодара от 09.08.94г. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядковый номер по списку граждан муниципальной подведомственности - ….

Несмотря на то, что ЖК РФ прямо не предусмотрено улучше­ние жилищных условий при выселении в связи со сносом, реконструкцией ветхого и аварийного жилья, Конституционный суд РФ в своем Определении от 16 декабря 2006г. … указал, что ст. 89 ЖК РФ не исключает возможность ее примене­ния во взаимосвязи со ст. 57 того же Кодекса при наличии к тому оснований.

Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.10г. № 83-В09-11) разъяснил особенности применения ст. 89 ЖК РФ, закрепляющей порядок предоставления гражданам жилого помещения при выселении из аварийного или ветхого жилья.

В этом определении Верховный Суд РФ пояснил, что ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляе­мые жилые помещения. И суды, рассматривая каждый спор, относительно предос­тавляемых жилых помещений, должны исследовать и оценивать все потреби­тельские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граж­дан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Верховный Суд РФ указал, что ст. 89 ЖК РФ предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жи­лого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся жильем. Таким образом, при предоставлении гражданам нового жилья взамен сносимого уполномоченный орган обязан учитывать не только пло­щадь ранее занимаемого помещения, но и число комнат.

Судом установлено, что, несмотря на улучшение жилищных условий А., К. с точки зрения благоустроенности, явно заметно ухудшение жилищных условий граждан по количественным показателям и с позиций удобства использования жилого помещения для проживания, так как выселение семьи из двухкомнатной квартиры расположенной на первом этаже многоквартирного дома и заселение в предоставленную однокомнатную квартиру, расположенную на двенадцатом этаже значительно ухудшает жилищные права указанных граждан, четверо из которых являются несовершеннолетними, один – инвалид второй группы (в результате ампутации ноги).

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу в удовлетворении требований администрации муниципального образования г. Краснодар о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу отказать, поскольку находит их незаконными и необоснованными.

Отказывая в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования г. Краснодар о переселении ответчиков из двухкомнатной квартиры в однокомнатную, суд также учитывает, что ответчики не согласны с постановлением администрации муници­пального образования город Краснодар от 24.05.10г. … «О предоставле­нии однокомнатной квартиры …, находя­щейся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, по договору социального найма жилого помещения», намерены его обжаловать в судебном порядке. Процессуальный срок для обжалования указанного постановления до настоящего времени не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска администрации муниципального образования г. Краснодар отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней.

Судья-