к делу …
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2010 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Мордовиной С.Н.
при секретаре Никифоровой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению М.М.Н. в интересах несовершеннолетней М.А.М. о признании действий должностных лиц УФМС России по Краснодарскому краю незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
М.М.Н. в интересах несовершеннолетней дочери М.А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа государственного органа.
В обоснование требований указал, что 26 ноября 2009 года его дочери М.А.М. исполнилось 14 лет.
В конце ноября 2009 года М.A.M. обратилась в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе с заявлением о выдаче ей гражданского паспорта. К заявлению она приложила все документы, в том числе свидетельство о рождении.
До сегодняшнего дня сотрудники ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе паспорт гражданина РФ М.A.M. не выдали, чем нарушили её право и подвергли её быть привлечённой к административной ответственности.
Из устной беседы с сотрудниками ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе им было установлено, что нежелание выдавать М.A.M. паспорт гражданина РФ вызвано тем, что в УФМС России по Краснодарскому краю отсутствуют сведения о гражданстве родителей М.A.M.
21.07.10г. заявитель получил письмо из ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе в котором сообщено, что он и его супруга М.М.В. документированы паспортами гражданина РФ без оформления приобретения гражданства РФ в установленном порядке. Указанный вывод УФМС по Краснодарскому краю сделан по тем основаниям, что он и его супруга М.М.В. не имели постоянной регистрации по месту жительства в России на 06.02.92г. то есть на момент вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91г., соответственно гражданами России по признанию они не являются.
С данной позицией УФМС по Краснодарскому краю он не согласен.
Просит суд признать бездействия должностных лиц УФМС России по Краснодарскому краю выразившегося в невыдаче паспорта гражданина РФ М.А.М. незаконным; обязать УФМС России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов М.А.М.; взыскать с УФМС по Краснодарскому краю судебные расходы в пользу М.М.Н.
В судебном заседании М.М.Н., действуя в интересах несовершеннолетней дочери М.А.М., как законный представитель на удовлетворении заявленных требований настаивал, считает их законными и обоснованными, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – УФМС России по Краснодарскому краю против удовлетворения требований М.М.Н. возражал. Считает действия УФМС России по Краснодарскому краю законными и обоснованными. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица – отдела УФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как усматривается из свидетельства о рождении, М.А.М. родилась в г.Усть-Лабинске 26 ноября 1995г., является дочерью заявителя М.М.Н. и М.М.В.л.д.25). 26 ноября 2009 года ей исполнилось 14 лет.
В конце ноября 2009 года М.A.M. обратилась в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе с заявлением о выдаче ей паспорта гражданина российской Федерации, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе свидетельство о рождении.
В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина РФ, утверждённого Постановлением правительства РФ от 08.07.97г. №828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что на заявление о выдаче паспорта М.А.М. получила устный отказ, мотивированный отсутствием в УФМС России по Краснодарскому краю сведений о гражданстве родителей М.A.M.
21.07.10г. М.М.Н. получил письмо из ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе в котором сообщено, что родители М.М.Н. и М.М.В. документированы паспортами гражданина РФ без оформления приобретения гражданства РФ в установленном порядке. Указанный вывод УФМС по Краснодарскому краю сделан по тем основаниям, что М.М.Н. и М.М.В. не имели постоянной регистрации по месту жительства в России на 06.02.92г. то есть на момент вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91г., соответственно гражданами России по признанию они не являютсял.д.11).
Судом установлено, что М.М.Н. родился 07.03.64г. в г. Усть-Лабинске Краснодарского края. Все его родственники также родились и проживали в г. Усть-Лабинске. В 1982 году М.М.Н. призван в ряды ВС СССР, где последние годы службы провёл в Белорусском военном округе.
М.М.Н. уволен в запас из рядов ВС СССР 04.09.92г. На момент распада СССР проживал вместе с семьёй в г. Марьина Горка, Минской области Белорусской ССР.
В середине 1992 года семья заявителя переехала к родственникам в г. Усть-Лабинск, где и проживает до настоящего времени.
В 1992 года М.М.Н. и М.М.В. обратились в исполнительные органы власти с заявлением о регистрации по месту жительства. В администрации Усть-Лабинского района им предложили оформить гражданство РФ и в дальнейшем получить постоянную регистрацию.
Со слов заявителя, в середине 90-х годов М.М.Н. и М.М.В. подали заявление о приобретении гражданства РФ в установленном порядке.
В 1996 года вся семья М.М.Н. (включая несовершеннолетних детей) получила гражданство РФ, при этом сотрудниками ПВС МВД выдали им вкладыши к паспортам о принадлежности к гражданству РФ.
Судом установлено, что в 90-х годах М.М.Н. дважды получал заграничный паспорт с отметкой о гражданстве РФ.
В 1998 года дети заявителя М.А. и М.Н. получали заграничные паспорта с отметкой о гражданстве России.
28.11.01г. М.М.Н. получил паспорт гражданина РФ нового образца, то есть до принятия Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.02г.).
С 06.02.92г. в Российской Федерации начал действовать Закон РСФСР от 28.11.91 N 1948-1 «О гражданстве РСФСР».
В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 28.11.91г. N 1948-1 «О гражданстве РСФСР" в РСФСР каждый человек имеет право на гражданство. В РСФСР никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Согласно ст.2 Закона РСФСР от 28.11.91г. N 1948-1 «О гражданстве РСФСР» гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
На основании ст. 10 Закона РСФСР от 28.11.91г N 1948-1 «О гражданстве РСФСР» документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В силу п.2 ст. 13 Закона РСФСР от 28.11.91г. N 1948-1 «О гражданстве РСФСР» лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Согласно ст. 14 Закона РСФСР от 28.11.91г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
На основании ст.24 Закона РСФСР от 28.11.91г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного в части первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.
Судом установлено, что на момент вступления в действие Федерального закона от 31.05.02г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.04.02г.) никаких решений судов о том, что кто-либо из семьи М. лишён гражданства не было. Претензий и вопросов о гражданстве к М.М.Н. не поступало.
23.04.09г. М.М.Н. получил в ОУФМС России по Краснодарскому краю в Усть-Лабинском районе новый паспорт гражданина РФ в связи с достижением 45 летнего возраста.
Учитывая, что в установленном законом порядке в течении пятилетнего срока уполномоченными органами в судебном порядке отмена гражданства в отношении М.М.Н. и М.М.В. не производилось, паспорта граждан России по результатам проверки не изымались, суд считает, что в настоящее время действия органов ФМС в отношении несовершеннолетней М.А., незаконны. Следовательно, основания для отказа М.А.М. в выдаче ей паспорта гражданина Российской Федерации отсутствуют.
К такому выводу суд пришел еще и в связи с тем, что согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.1996 г. №12-П. ..факт нахождения гражданина бывшего СССР за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" может рассматриваться как одно из условий для приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации только в отношении лиц, которые не считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Придание обжалуемой норме Закона в процессе правоприменительной практики смысла, фактически подтверждающего прекращение гражданства Российской Федерации по рождению без свободного волеизъявления гражданина, противоречит статье 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Это конституционное положение согласуется с частью второй статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".
Формулируя данный запрет, Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Удовлетворяя требования заявителя о признании действий должностных лиц УФМС России по Краснодарскому краю в отношении его несовершеннолетней дочери М.А. незаконными, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с заинтересованного лица в его пользу судебных расходов, поскольку суду не представлен расчет стоимости судебных расходов, а также доказательств их обоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие должностных лиц УФМС России по Краснодарскому краю выразившееся в невыдаче паспорта гражданина РФ М.А.М. незаконными.
Обязать УФМС России по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов М.А.М. путем выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение десяти дней.
Судья-