Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«…» 2010 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Павловой Е.В.
при секретаре Токман Н.Ю.
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Краснодарского края Корнеевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тимашевского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Тандер» о запрете торговли спиртосодержащей продукцией,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Тимашевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Тандер» о запрете торговли спиртосодержащей продукцией. В обоснование требования указано, что в прокуратуру района поступило обращение председателя Совета Тимашевского городского поселения по вопросу невыполнения магазином «Магнит» (ЗАО «Тандер»), расположенным по адресу: «…», предусмотренных законом ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что в указанном магазине осуществляется розничная торговля алкогольной продукцией в полном ассортименте. Статья 2 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков» определяет, что под местами массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности понимаются: здания, строения, помещения, используемые детскими, образовательными, медицинскими организациями для осуществления основных видов деятельности, а также объекты спорта, вокзалы, аэропорты, оптовые продовольственные рынки, объекты военного назначения и иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст.6 указанного Закона прилегающая территория определяется путем измерения кратчайшего расстояния по прямой линии от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию - от ближайшего входа (выхода) на нее, до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции. Указанное в настоящей части кратчайшее расстояние должно быть не менее 100 метров. Согласно представленным администрацией Тимашевского городского поселения измерениям - расстояние от магазина «Магнит» ЗАО «Тандер», расположенного по адресу: «…», и до муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № «…» составляет 40 м., что противоречит вышеуказанным требованиям законодательства. Таким образом, деятельность по торговле алкогольной продукцией осуществляется с нарушением требований действующего законодательства. В связи с этим просит запретить ЗАО «Тандер» розничную продажу алкогольной продукции в магазине «Магнит», расположенном по адресу: «…».
Определением Тимашевского районного суда Краснодарского края от «…» г. настоящее гражданское дело передано по подсудности в Первомайский районный суд г. Краснодара для рассмотрения по существу л.д.58а-61).
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Краснодарского края Корнеева В.А. заявленное требование поддержала, просит его удовлетворить.
Представитель ЗАО «Тандер» Антипов В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что прокурор привел в основание исковых требований норму закона, которая признана Верховным Судом РФ противоречащей федеральному законодательству Российской Федерации и является недействующей. Следовательно, доказательства, представленные в обоснование указанных доводов прокурора (измерения расстояний), являются недопустимыми и ничтожными. Указал на то, что ЗАО «Тандер» осуществляет деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков на объекте на основании лицензии, срок действия которой до настоящего времени не истек. Считает, что в исковом заявлении не указаны доказательства, подтверждающие совокупность условий предупреждения причинения вреда согласно нормам п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. В связи с этим просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Третье лицо – представитель администрации муниципального образования Тимашевский район Савченко А.И., действующий по доверенности, поддержал заявленное требование прокурора, просит его удовлетворить.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему
Как следует из акта администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от «…» г., при определении расстояния от магазина «Магнит» ЗАО «Тандер», расположенного по адресу: «…», до территории СОШ № «…» было установлено, что удаленность данного объекта от входа (выхода) до ближайшего входа (выхода) на прилегающую территорию СОШ № «…» составляет 40 м. л.д.4).
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
25.07.2007 г. принят Закон Краснодарского края № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края».
Законом Краснодарского края от 27.12.2007 г. № 1347-КЗ в вышеуказанный Закон Краснодарского края внесены изменения.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Краснодарского края № 1290-КЗ его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, за исключением предприятий общественного питания.
21.01.2009 г. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края», которым в новой редакции (исключающей слова «напитки, содержащие тонизирующие компоненты») изложены наименование Закона, ч. 1 ст. 4, наименование ст. 7 и ст. 7, в новой редакции изложен п. 5 ст. 2 Закона.
Названный Закон подписан губернатором Краснодарского края 28.01.2009 г., опубликован в установленном порядке 05.02.2009 г. и вступил в законную силу через 10 дней после официального опубликования.
В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Закона Краснодарского края при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, органам местного самоуправления необходимо учитывать, что расстояние от ближайшей точки границы территории, на которой расположены детские, общеобразовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, до ближайших дверей торгового объекта, осуществляющего в установленном законодательством порядке розничную продажу алкогольной продукции, должно составлять с 1 января 2008 года не менее 150 квадратных метров, с 1 января 2009 года - не менее 200 метров.
Названной статьей установлен порядок определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Установление порядка определения прилегающих территорий предполагает определение критериев, учет местных условий, объективно существующих обстоятельств, к числу которых может относиться наличие у указанных организаций обособленных территорий, и т.п.
В рассматриваемом случае под видом установления порядка определения прилегающих территорий установлено лишь расстояние от ближайшей точки границы территории, на которой расположены детские, общеобразовательные, медицинские организации, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, до ближайших дверей торгового объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции.
При таких данных имеются основания для вывода о том, что Законом Краснодарского края № 1290-КЗ введены дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, установленные под видом порядка определения прилегающих территорий. Между тем, иные ограничения, кроме предусмотренных Федеральным законом № 171-ФЗ, могут устанавливаться только федеральным законом.
Изложенное свидетельствует о противоречии федеральному законодательству п. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края.
Учитывая указанные обстоятельства, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.03.2009 г. № 18-Г09-2 отменено решение Краснодарского краевого суда от 26.11.2008 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края» и по делу принято новое решение об удовлетворении требований ЗАО «Алмакс» и ООО «СТЭВ» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 6 указанного Закона Краснодарского края с момента вступления решения суда в законную силу л.д.52-55).
При таких обстоятельствах, доводы прокурора Тимашевского района Краснодарского края о том что, деятельность по торговле алкогольной продукцией осуществляется ответчиком в магазине «Магнит» по адресу: «…» с нарушением требований действующего законодательства, а именно: п. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края», не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для удовлетворения заявленного требования.
Кроме того, п. 2 ст. 18 Закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции на основании лицензии, ввиду лицензирования данного вида деятельности.
В соответствии со ст. 10 действующего Закона Краснодарского края от 25.07.2007 г. № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края» (в ред. Закона Краснодарского края от 09.06.2010 г. № 1981-КЗ) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Закона по объектам розничной торговли, не отвечающим требованиям, установленным настоящим Законом, продолжают действовать до момента истечения срока, на который они были выданы. Продление срока действия лицензий, указанных в ч. 1 настоящей статьи, после вступления в силу настоящего Закона не допускается.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Тандер» осуществляет деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков на объекте на основании лицензии серии «…» № «…», регистрационный номер «…» от «…» г. Срок лицензии на реализацию алкогольной продукции на объекте ответчика истекает «…» г.
Согласно п.1 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Следовательно, выданная ответчику лицензия продолжает действовать до момента истечения указанного в ней срока.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. |
Исходя из смысла вышеуказанной нормы права бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика (не презюмируемой) и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. Истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между - наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
Однако в материалах дела отсутствуют и суду не представлены доказательства, подтверждающие совокупность вышеуказанных обстоятельств.
Кроме того, в данном случае суд принимает также во внимание то обстоятельство, что, как следует из письма администрации муниципального образования Тимашевский район от «…» г. № «…», в 2010 году фактов продажи как алкогольной, так и табачной продукции несовершеннолетним в сети магазинов «Магнит» на территории Тимашевского района зафиксировано не было л.д.8-9).
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске прокурору Тимашевского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Тандер» о запрете торговли спиртосодержащей продукцией отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий