О признании решения незаконным



К делу № …

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 ноября 2010 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Скрипка К.Е..

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску М.Г.С. к ТСЖ «А.» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

М.Г.С. обратилась в суд с иском к ТСЖ «А.» о признании решения незаконным.

В обоснование требований указано, что с момента образования ТСЖ «А.» в доме (2006г.), распределение оплаты за горячее водоснабжение (ГВС) между жильцами производилось на основе общепринятых правил, согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.06г. № 307. При этом горячая вода и потери во внутренней системе ГВС оплачивались жильцами пропорционально потребления, т.е. пропорционально расхода горячей воды по показаниям индивидуальных счетчиков или пропорционально нормативному потреблению ГВС. С сентября 2009г. председатель ТСЖ «А.» ввел новый расчет оплаты за ГВС, который состоит из оплаты за ГВС по показаниям индивидуальных приборов учета и нормативов потребления, а также оплаты за циркуляцию ГВС в доме, распределяемую между жильцами по точкам потребления (т.е. по количеству кранов с горячей водой). В своих расчетах председатель ТСЖ только ему известным способом выделяет из общей суммы оплаты за ГВС, оплату за потери по циркуляции и делит их между жильцами поровну по точкам потребления, независимо от количества потребленной горячей воды. На просьбу заявительницы ознакомить с законодательным документом, на основании которого проводились расчеты, ответа от Т.Ю.Н. не последовало. Председатель ТСЖ сослался на счет-фактуру ОАО «К.», в которой с сентября 2009г. стоимость ГВС складывается из двух частей: оплаты за теплоэнергию и физическую воду (т.е. холодную воду, полученную от ОАО «В.»). Заявительница обратилась к зам.директора по реализации теплоэнергии ОАО «К.» Г.А.Д., выяснилось, что от того, что выставленная в счет-фактуре сумма оплаты за ГВС состоит из двух составляющих, суть и размер от этого не меняется. Разделение предназначено для удобства расчетов с ОАО «В.». Таким образом, счет-фактура нового образца не может служить основанием для введения новых расчетов оплаты за ГВС. В результате введения оплаты за циркуляцию у жильцов, в квартирах которых не установлены водомеры, а также у жильцов с водомерами, расходующими большое количество воды, плата за пользование ГВС существенно уменьшилась, в некоторых случаях на 50%.У жильцов же имеющих - водомеры и расходующих воду экономно, стоимость оплаты за ГВС возросла в разы. 15 февраля 2010 года председатель ТСЖ вынес вопрос о введении платы за циркуляцию на общее собрание ТСЖ, проводившееся заочным голосованием, собрание одобрило инициативу председателя ТСЖ большинством голосов, а заявительница и жильцов, выступающих против, оказалась в меньшинстве. Заявительница направляла заявление в прокуратуру Центрального округа г.Краснодара, прокуратуру Краснодарского края, но в их ответах не была дана оценка правомерности действий Т.Ю.Н. Введение оплаты за циркуляцию изменило структуру и соответственно размер платы за коммунальные услуги, но в то же время в Жилищном кодексе даны четкие определения на этот счет. Это нормы Федерального закона, которые не могут изменяться ни органами власти региона, ни органами местного самоуправления, ни общим собранием ТСЖ. В ЖК РФ также определен перечень вопросов, рассмотрение которых относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ, из него следует, что общее собрание членов ТСЖ не обладает законодательной инициативой, в связи с чем, не вправе решать вопросы о внесении изменений в нормативно-правовые акты государства. В связи с этим просит суд признать решение общего собрания ТСЖ «А.» по вопросу введения оплаты за циркуляцию ГВС, предложенную председателем ТСЖ Т.Ю.Н., незаконным, и обязать председателя ТСЖ «А.» Т.Ю.Н. привести расчеты по оплате за ГВС в соответствие с Российским законодательством, а также произвести перерасчет оплаты с сентября 2009 года по настоящее время.

В судебном заседании М.Г.С. настаивает на заявленных требованиях, считает их законными и обоснованными. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.

Председатель ТСЖ «А.» Т.Ю.Н. с исковыми требованиями не согласен, поскольку расчеты производятся исходя из требований ОАО «К.», кроме этого, в случае производства расчетов на основании постановления Правительства РФ, у ТСЖ образуется убыток. Просит в иске отказать.

Представитель ОАО «К.», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, С.В.Н., действующая на основании доверенности, относит решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, М.Г.С. на праве собственности принадлежит квартира № … по ул. … в г. Краснодаре, общей площадью 62,44 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. .. от 06.03.2001 г. (л.д.27).

В доме № … по ул. … в г. Краснодаре для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме образовано ТСЖ «А.» (л.д.91-92).

Общим собранием собственников жилых помещений утвержден Устав ТСЖ «А.» (л.д.100-107).

Согласно протоколу № … общего собрания собственников помещений 177-квартирного дома по ул. … г. Краснодар, проведенного по инициативе правления ТСЖ «А.» в форме заочного голосования в период с 17.01.2010 г. по 10.02.2010 г. от 15.02.2010 г. большинством голосов постановлено утвердить для дальнейшего применения методику расчета за потребленную горячую воду с учетом распределения затрат на нагрев потребленной физической воды и «Рециркуляции ГВС» в 177-квартирном жилом доме со встроено-пристроенными помещениями ТСЖ «А.» по ул. …. Истица, будучи собственником кВ. №…, голосовала против утверждения новой методики (л.д.24-25).

Исходя из новой методики расчета, оплата за потребленную горячую воду для истицы существенно увеличилась, что, по ее мнению нарушает ее права, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.

В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Закона тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду, водоотведение регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 Закона – соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

На основании договора № … от 01.01.2006 г. на отпуск тепловой энергии, заключенного между ОАО «К.» (теплоснабжающая организация) и ТСЖ «А.» (потребитель), теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию по закрытой схеме теплоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении тепловых сетей и исправность используемых узлов и приборов учета (л.д.43-48).

В соответствии с п. 4.1 договора оплата услуг потребителем производится по тарифам, утвержденным Решением Городской Думы Краснодара и решением РЭК Краснодарского края, для соответствующей группы потребителей, на основании данных приборов учета, а при отсутствии приборов учета – расчетным методом.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 г. № … в редакции постановлений от 30.01.2009 г. № …, от 15.04.2009 г. № …, от 22.07.2009 г. № … утверждены тарифы на горячее водоснабжение для потребителей услуг ОАО «К.» в муниципальном образовании город Краснодар (л.д.49). Указанные тарифы предусмотрены для зданий различной этажности и зависят от наличия либо отсутствия рециркуляции.

Согласно письму департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар 21.04.2004 г., оплата за услуги горячего водоснабжения производится по показаниям индивидуальных приборов учета либо по нормативу потребления тепла на горячее водоснабжение на 1 человека. Потери тепла во внутренней системе горячего водоснабжения должны оплачиваться пропорционально потреблению горячей воды жильцами, то есть пропорционально расходу горячей воды по показаниям индивидуальных приборов или пропорционально нормативу потребления ГВС (л.д.86).

Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу удовлетворить исковые требования, поскольку они являются законными и обоснованными. К такому выводу суд пришел потому, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, не предусматривают применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов на тепловую энергию в горячей воде или на подогрев и тарифов на холодную воду.

Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб.метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до необходимой температуры, и тарифа на тепловую энергию. Количество тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб.метра холодной воды до требуемой температуры при приготовлении горячей воды определяется ресурсосберегающей организацией и органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в области регулирования тарифов самостоятельно, при формировании и утверждении тарифа на горячую воду.

Данный вывод суда согласуется с разъяснениями, данными Министерством регионального развития РФ в письме от 13.08.2010 г.(л.д.75-76). Таким образом, методика расчета за потребленную горячую воду с учетом распределения затрат на нагрев потребленной физической воды и «Рециркуляции ГВС» противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

Кроме этого, Постановлением Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23.02.1999 г. № 9 утверждена Методика планирования учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Данной Методикой определены виды деятельности жилищно-коммунального хозяйства и калькуляционные единицы – соответствующие измерители услуг, в том числе горячее водоснабжение – Гкал тепловой энергии на подогрев воды или куб.м отпущенной горячей воды. Таким образом, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена услуга «циркуляция ГВС».

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

При таких обстоятельствах, учитывая, что допущенные нарушения являются существенными, поскольку ТСЖ не обладает законодательной инициативой и не вправе решать вопросы о внесении изменений в нормативные правовые акты, утвержденная общим собранием методика расчета за потребленную горячую воду с учетом распределения затрат на нагрев потребленной физической воды и «Рециркуляции ГВС» противоречит постановлению правительства РФ, и принятое решение повлекло за собой причинение убытков истице, суд пришел к выводу признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. … в г. Краснодаре от 15.02.2010 г. незаконным, обязать ТСЖ «А.» производить расчеты по оплате за горячее водоснабжение в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, и обязать М.Г.С. произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение с сентября 2009 года.

Доводы председателя ТСЖ о том, что при расчете оплаты за горячее водоснабжение в соответствии с действующим законодательством и на основании Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, у ТСЖ будут большие убытки которые будут распределятся между всех жильцов дома, судом не приняты во внимание, так как являются необоснованными и незаконными.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. … в г. Краснодаре от 15.02.2010 г. незаконным.

Обязать ТСЖ «А.» производить расчеты по оплате за горячее водоснабжение в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

Обязать ТСЖ «А.» произвести М.Г.С. перерасчет оплаты за горячее водоснабжение с сентября 2009 года по 03.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья –

Решение изготовлено 08.11.2010 г.