Решение о бездействии Администрации и обязании предоставить договор купли-продажи земельного участка



К делу № …

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Скрипка К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Г.А.А.О., К.О.И. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодара,

УСТАНОВИЛ:

Г.А.А.О. и К.О.И. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО г. Краснодар.

В обосновании заявления указано, что заявители являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. …. Магазины заявителей расположены на земельном участке, границы которого не установлены. 03.03.2010 г. заявители обратились в администрацию МО г. Краснодар с заявлением, в котором просили утвердить и выдать им схему расположения земельного участка на кадастровом плане для обеспечения за их счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ. Также 03.03.2010 г. было подано заявление о выкупе земельного участка. Однако до настоящего времени администрация не представила заявителям проект договора и не ответила на заявление о выкупе земельного участка. В связи с этим просит суд признать незаконным бездействие администрации МО гор. Краснодар, выразившееся в неутверждении и невыдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения ими за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета; вынести решение, обязывающее администрацию издать постановление об утверждении и выдаче заявителям схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения заявителями за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

В судебном заседании представитель заявителей В.В.Ф., действующий по доверенности, на удовлетворении заявления настаивает, считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар М.Т.Л., действующая на основании доверенности, считает требования незаконными и необоснованными, так как не представлено доказательств бездействия администрации МО г. Краснодар. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар П.С.Л., действующий на основании доверенности, считает требования незаконными и необоснованными, так как заявители не представили всех необходимых документов для изготовления схемы, о чем были даны устные разъяснения. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Ч.И.П., действующий на основании доверенности, считает требования незаконными и необоснованными, так как заявители не представили всех необходимых документов для изготовления схемы. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.А.А.О. является собственником нежилых помещений 1-го этажа №№1,2 здания литер «Ч» и нежилых помещений 2-го этажа №№ 3-5 здания литер «Ч», площадью 75,9 кв.м., расположенных по адресу: г. Краснодар, …, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2005г. серия …, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края (л.д.19).

К.С.И. является собственником нежилых помещений 1-го этажа №№6, 7 здания литер «Ч» и нежилых помещений 2-го этажа №№ 8, 9, 10 здания лит. «Ч» площадью 91,2 кв.м., расположенных по адресу: г. Краснодар, …, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2004г. серии …, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Краснодарского края (л.д.19 оборот).

Из материалов дела усматривается, что указанные нежилые помещения (магазины) расположены на земельном участке с кадастровым номером кадастрового квартала …. Кадастровый номер согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22.01.2010г. - …. Граница земельного участка не установлена (л.д.21-25).

На основании соглашения № … от 17.04.2006 г., заключенного между администрацией МО г. Краснодар с одной стороны и Г.А.А. и К.О.И с другой стороны, администрация МО г Краснодар принимает от заявителей плату за фактическое использование земельного участка общей площадью 104,8 кв.м, расположенного по ул. … в г. Краснодаре (л.д.26-28).

03.03.2010г. заявители обратились в администрацию МО г. Краснодар с заявлением, в котором просили, утвердить и выдать им схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Указанный земельный участок необходим им для обслуживания и эксплуатации принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости - магазинов (л.д.15).

К заявлению приложены документы согласно Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007г. №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», а именно: 2 копии документов (паспортов заявителей), удостоверяющих личность заявителей; копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (К.О.И.); 2 выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, находящееся на приобретаемом земельном участке; 2 копии сообщения УФРС об отказе в предоставлении запрашиваемой информации; кадастровый план территории, кадастровая выписка о земельном участке; копия соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка №…; копия технического паспорта магазина литер «Ч».

Кроме этого, 03.03.2010г. заявители подали в администрацию МО г. Краснодар заявление о выкупе земельного участка, поскольку в соответствии со ст. 217 ГК РФ, ст.ст. 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии установленных запретов и ограничений на выкуп орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю по его заявлению земельный участок в собственность (л.д.14).

К заявлению приложены документы согласно Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007г. №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», а именно: 2 копии документов (паспортов), удостоверяющих личность заявителей; копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (К.О.И.); 2 выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, находящееся на приобретаемом земельном участке; 2 копии сообщения УФРС об отказе в предоставлении запрашиваемой информации; кадастровый план территории, кадастровая выписка о земельном участке; копию соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка №…; копию технического паспорта магазина литер «Ч».

Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от 23.03.2010 г. сообщено, что граница земельного участка, который заявители испрашивают в общую долевую собственность за плату, не установлена, в связи с этим орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Для этого предложено представить ряд документов, в том числе адресную справку (л.д.48-49).

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 16.07.2010 г. в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности МО г. Краснодар сведения об обращении заявителей за изготовлением схемы расположения земельного участка, ее согласованием и утверждением на кадастровом паспорте соответствующей территории по ул. … отсутствуют (л.д.50).

В связи с тем, что в нарушение требований ч.6 ст.36 ЗК РФ администрация МО г. Краснодара в месячный срок (до 04.04.2010г.) не подготовила проект договора купли-продажи земельного участка и не направила его заявителям с предложением о заключении этого договора, заявители считают бездействие администрации незаконным и вынуждены обратиться в суд.

В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе имеют право на приобретение земельных участков в собственность или аренду.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007г. №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации права.

Так, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение 1 (одиного) месяца.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», регулирующего правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливающего порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 закона).

Таким образом, рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для органов местного самоуправления является обязательным.

В соответствии со ст. 50 Устава МО г. Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли, охраны природы осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В письме от 23.03.2010 г. администрация МО г. Краснодар ссылается на постановление Главы МО г. Краснодар от 01.08.2008 г. №2201 «Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений главы МО г. Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории МО г. Краснодар». Данную ссылку суд находит необоснованной и противоречащей Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007г. №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», которым установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации права, а орган местного самоуправления в силу ст. 36 ЗК РФ не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов.

Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, учитывая, что заявители являются собственниками нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. …, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории не имеется, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в неутверждении и невыдаче Г.А.А.О. и К.О.И. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения ими за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан путем издания постановления об утверждении и выдаче Г.А.А.О. и К.О.И. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для обеспечения заявителями за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья -

Решение изготовлено 15.11.2010 г.