К делу № …
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Скрипка К.Е.
с участием помощника прокурора Меньшова Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах М.А.А. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.А.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах М.А.А. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.А.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
В обоснование требований указано, что М.А.А., 1926 года рождения, является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы и преимущества установленные действующим законодательством. Однако администрацией МО города Краснодар ей отказано в предоставлении предусмотренных законом мер социальной поддержки, поскольку она является членом семьи нанимателя и проживает в 2-комнатной квартире, общая площадь которой составляет 43 кв. метра, на данной площади зарегистрировано и проживает 4 человека, что превышает установленную законом учетную норму в размере 10 кв. метра площади жилого помещения на одного члена семьи. Оспариваемым постановлением М.А.А. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Однако решение принято администрацией без учета всех имеющихся обстоятельств, поскольку учетная норма жилой площади, на которой проживает М.А.А. и иные члены семьи нанимателя превышает лишь на 75 см установленную норму, а М.А.А. в виду своего преклонного возраста и состояния здоровья нуждается в постоянном уходе, является членом семьи умершего участника ВОВ. Кроме этого, Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», принятым во исполнение и развитие положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем лиц указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Таким образом, поскольку на всех членов семьи М.А.А. приходится менее установленной Указом нормы, отказ в постановке на учёт по указанным выше основаниям является незаконным, противоречащим положениям Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В связи с этим просит суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 № … «Об отказе А.А. М. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить указанные нарушения в полном объёме.
В судебном заседании старший помощник прокурора М.Е.Е. просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар и обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить указанные нарушения в полном объёме, поставить М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
М.А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар М.Т.Л., действующая на основании доверенности, считает оспариваемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Представитель Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил (справочный лист дела).
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено судом, М.А.А., 1926 года рождения, является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии … № …, выданным 20.09.2001 года, и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством (л.д.23-24).
Как усматривается из выписки из лицевого счета по состоянию на 27.03.2010 г., М.А.А. зарегистрирована и проживает в квартире № … по адресу: г. Краснодар, ул. …. Кроме заявительницы, в указанной квартире зарегистрированы Е.Т.М., Е.П.В., Е.Е.В. (л.д. 10-13).
М.А.А. обратилась в администрации МО г. Краснодар с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и внесении в отдельный список по категории ветеранов войны и приравненных к ним лиц (л.д.7-8).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … М.А.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспечена общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д.32).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу удовлетворить заявление прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах М.А.А., поскольку постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.А.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях» является незаконным и необоснованным, принято без учета всех обстоятельств по делу.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», принятым во исполнение и развитие положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем лиц указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Таким образом, обеспеченность М.А.А. жилым помещением составляет менее установленной Указом Президента РФ нормы, в связи с чем отказ администрации МО г. Краснодар в постановке на учёт является незаконным, противоречащим положениям Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Статьей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано им в судебном порядке.
В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Судом установлено, что по данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю М.А.А. не является собственником жилых помещений в городе Краснодаре. Она зарегистрирована по месту жительства в двухкомнатной квартре № … по ул. … в г. Краснодаре, общей площадью 43 кв.м, жилой 29,3 кв.м, нанимателем которой является Е.Т.М. Всего в указанной квартире зарегистрировано 4 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 10,75 кв.м. Вместе с тем, администрацией МО г. Краснодар не учтено, что учетная норма жилой площади, на которой проживает М.А.А. и иные члены семьи нанимателя, превышает лишь на 75 см. установленную норму, а М.А.А. в виду своего преклонного возраста и состояния здоровья нуждается в постоянном уходе, является членом семьи умершего участника Войны. Проживание 4 человек на указанной жилой площади, нарушает предоставленное законом конституционное право на получение жилого. Более того, Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» обеспечение жильем лиц указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Таким образом, М.А.А. не обеспечена жильем, в связи с чем оспариваемое постановление администрации МО г. Краснодар является незаконным и подлежит отмене.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворении. К такому выводу суд пришел еще и потому, что администрацией МО г. Краснодар не представлено доказательств законности вынесенного постановления.
Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Прикубанского округа г. Краснодара в интересах М.А.А. удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.А.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод М.А.А., приняв ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Судья -
Решение изготовлено 16.02.11 г.