Решение по иску Должиковой Т.Н., Должиковой В.В. к администрации муниципального образования г. Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления администрации муници­пального



К делу №2-1281/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре Никифоровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Должиковой Т.Н., Должиковой В.В. к администрации муниципального образования г. Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления администрации муници­пального образования город Краснодар от 28.04.2010 г. № … незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Должикова Т.Н., Должикова В.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар о признании постановления администрации муници­пального образования город Краснодар от 28.04.10г. № … незаконным.

В обоснование требований указали, что постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 28 апреля 2010 года № … Должиковой Т.Н. и ее дочери предоставлена однокомнатная квартира № … общей площадью 43,4 кв.м., расположенная по ул. … в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар по договору социального найма жилого помещения.

Приняв данное постановление, администрация муниципального образования город Краснодар грубо нарушила ее конституционные права, гарантии, предусмотренные ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требования, закрепленные в ст. 8 Европейской конвенции защите прав человека и основных свобод.

Она проживает в месте со своей дочерью, … года рождения Должиковой В.В. в 2-х комнатной квартире №…, дома №… по ул. … в г. Краснодаре. Квартира имеет общую площадь 34,10 кв.м. и жилую площадь 24,8 кв.м. Жилая площадь состоит из двух жилых комнат площадью 15,40 и 9,40 кв.м. В квартире проведен капитальный ремонт.

Оспариваемым постановлением ей и ее дочери предоставляется однокомнатная квартира № … общей площадью 43,4 кв.м, расположенная по ул. … в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар. Жилая площадь предоставляемой квартиры составляет 17,8 кв.м.

Таким образом, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар ей в нарушение ст. 89 ЖК РФ предоставляется не только однокомнатная квартира, но ее жилая площадь на 7 кв.м. меньше той, в которой она проживает в настоящее время. К тому же администрацией города Краснодар не принят во внимание тот факт, что согласно принятого решения она вынуждена будет проживать в одной комнате со своей взрослой дочерью.

На основании изложенного, просит суд признать постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28. 04. 2010 г. № … «О предоставлении однокомнатной квартиры № … по ул. …, находящейся в муниципальной собственности образования город Краснодар, по договору социального найма жилого помещения гражданам Должиковой Т.Н. и Должиковой В.В.» - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить гражданам Должиковой Т.Н. и Должиковой В.В. в соответствии с требованиями Конституции РФ и ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании Должикова Т.Н. на удовлетворении требований настаивала, считает их законными и обоснованными, просит удовлетворить их в полном объеме.

Должикова В.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель администрации муниципального образования г.Краснодар Мартыновская Т.Л., действующая по доверенности, считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Кроме этого, просит суд применить последствия пропуска истцом процессуального срока обращения с заявленными требованиями в суд.

Представитель управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар Дерюжев В.В., действующий по доверенности, поддержал позицию представителя администрации муниципального образования г.Краснодар, считает требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также считает необходимым применить последствия пропуска истцом процессуального срока обращения с заявленными требованиями в суд.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Должикова Т.Н. на основании ордера № … от 17.01.01г. является нанимателем двухкомнатной квартиры № … по ул. … в г. Краснодаре, расположенной на первом этаже в одноэтажном турлучном здании 1917 года постройки, общей площадью 34,1 кв.м., в том числе жилой 24,8 кв.м.

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения муниципального жилищного фонда № … от 19.06.10г., кроме нанимателя Должиковой Т.Н., в указанной квартире постоянно зарегистрирована и проживает дочь Должикова В.В., … года рождения.

На основании пункта 34 Положения о признании помещения жилым по­мещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартир­ного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в соответствии с заклю­чением межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 30.12.2008 г. № …, постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 г. № … «О признании многоквартирных домов ава­рийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по ул. …, литер «Б» признан аварийным и подлежащим сносу.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хо­зяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фон­дом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жи­лищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и органи­зационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Россий­ской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищ­ного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компе­тенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, ре­гулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно требованиям указанного закона переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищ­ным законодательством.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварий­ного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Фе­дерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое поме­щение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от пре­доставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенно­го пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположе­но ранее занимаемое жилое помещение.

В целях получения Краснодарским краем финансовой поддержки на при­обретение в собственность Краснодарского края жилых помещений для пересе­ления граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государствен­ной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства утверждена адресная программа Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необ­ходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.09 г. №110 «Об утверждении адресной программы Краснодар­ского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год» утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предос­тавление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жи­лищного фонда, в который включен многоквартирный дом по ул. … в г. Краснодаре.

В соответствии с заявкой администрации муниципального образования город Краснодар администрацией Краснодарского края были закуплены жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с перечнем, утвержденным вышеуказанным поста­новлением, указанные жилые помещения переданы в собственность муници­пального образования.

Во исполнение постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.08г. № … «О признании многоквартирных домов ава­рийными и подлежащими сносу», постановлением администрации муници­пального образования город Краснодар от 28.04.10г. № … «О предоставле­нии однокомнатной квартиры № … по ул. …, находящейся в муниципальной собственности муниципального образования город Красно­дар, по договору социального найма жилого помещения» указанная квартира общей площадью 43,4 кв.м. предоставлена Должиковой Т.Н., Должиковой В.В., зарегистрированным по месту жительства в квартире № … по ул. … в г. Краснодаре.

Заявляя требования о признании постановления администрации муници­пального образования город Краснодар от 28.04.10г. № … незаконным, истицы ссылаются на то, что указанным постановлением нарушаются их конституционные права, гарантии, предусмотренные ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также требования, закрепленные в ст. 8 Европейской конвенции защите прав человека и основных свобод, поскольку предоставляемая им квартира является не только однокомнатной, но и жилая площадь данной квартиры на 7 кв.м. меньше той, в которой они проживает в настоящее время.

Вместе с тем, в соответствии с п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.09г №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и исходя из требований ст. 89 ЖК РФ, истцы имеют право на занятие отдельной благоустроенной квартиры, равнозначной по общей площади взамен занимаемой. Из материалов дела видно, что предоставленная истцам квартира по общей площади превышает занимаемую ими аварийную квартиру.

Судом также установлено, что на момент вынесения постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28. 04.10г. № … «О предоставлении однокомнатной квартиры № … по ул. …, находящейся в муниципальной собственности образования город Краснодар, по договору социального найма жилого помещения гражданам Должиковой Т.Н. и Должиковой В.В.» и по настоящее время, никто из истцов на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании г. Краснодар не состоит, иного суду не доказано. Следовательно, спорные правоотношения, регулироваться положениями ст. 57 ЖК РФ не могут.

Согласно положениям пункта 37 Пленума, судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Изложенные обстоятельства также были отражены и оценены в решении Первомайского районного суда г. Краснодара от 22.11.10г., которым удовлетворены исковые требования администрации муниципального образования город Краснодар к Должиковой Т.Н., Должиковой В.В. о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Указанное решение вступило в законную силу на основании кассационного определения Краснодарского краевого суда 23.12.10г.

Отказывая в удовлетворении требований, суд также учитывает пропуск Должиковой Т.Н. и Должиковой В.В. процессуального срока для обжалования постановления администрации муници­пального образования город Краснодар от 28.04.10г. № …. А постановление главы муниципального образования город Краснодар №… от 31.12.08г. «О внесении изменения в постановление главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.08г. №…»О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» не обжаловалось.

Как установлено судом и следует из пояснений Должиковой Т.Н., данных в ходе судебного заседания о вынесении обжалуемого постановления им стало известно в апреле 2010 года, ходатайств о восстановлении пропущенного срока перед судом не заявлялось, уважительных причин его пропуска суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

При этом гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (статья 256 ГПК РФ).

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 предусмотрено, что обязанность доказывания уважительности причин пропуска установленного законом срока на обращения в суд лежит на заявителе. Кроме этого, вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, в связи с чем при установлении факта пропуска указанного срока без уважительных причин, суд отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Должиковой Т.Н., Должиковой В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней.

Судья -