решение по иску Авакова В.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в ЦВО г.Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Павловой Е.В.

при секретаре Токман Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Авакова В.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Аваков В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требования указал, что 16.08.2010 г. он подал заявление в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном внутригородском округе г.Краснодара на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном внутригородском округе г.Краснодара от 01.11.2010 г. № «…» § «…» истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы не менее 30 лет. Считая отказное решение Комиссии необоснованным и свое конституционное право на социальное обеспечение нарушенным, Аваков В.А обратился в суд. В связи с этим просит принять к зачёту в специальный стаж период его работы с 15.11.1999 г. по 30.11.1999 г. (00 лет 00 месяцев 16 дней) в должности «…»; с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. (01 год 10 месяцев 15дней) в должности «…» в «…», а также обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании истец уточнил заявленное требование. Просит включить в специальный стаж период его работы с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. (01 год 10 месяцев 15 дней) в должности «…» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 01.11.2010 г., так как на день вынесения решения Комиссии специальный стаж составил 30 лет 00 месяцев 26 дней.

Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Ильенко Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Авакову В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого для назначения пенсии специального стажа. Считает, что решение комиссии вынесено обоснованно, в строгом соответствии с нормами пенсионного законодательства. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 01.11.2010 г. (протокол № «…» пар. «…») Авакову В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. В решении указано, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» возникнет при условии продолжения лечебной деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком № «…» от 29.10.2002 г. 06.09.2010 г., право на назначение трудовой пенсии по старости возникнет по достижению возраста 60 лет – 05.08.2015 г. (л.д.20-25).

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены следующие периоды работы истца: с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. (1 л.10 м.15 д.) в должности «…», поскольку данное наименование учреждения не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № «…»; с 15.11.1999 г. по 30.11.1999 г. (16 дней) в должности «…»,«…» г. Краснодара, поскольку выпиской из ИЛС ЗЛ не подтвержден специальный стаж.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-Ф3 определяется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и приложения к Правилам - Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № «…», вступивших в силу с 14.11.2002 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что исчисление страхового и специального стажа при определении права на пенсию, имевшего место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 г. правового регулирования.

При установлении пенсии до 01.01.2002 г. применялись нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

В целях реализации пенсионных прав работников здравоохранения при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулирующие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999 г. - Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464; после 01.11.1999 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённые постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130) и приложение к Правилам - Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых даёт право 1 год работы считать за 1 год и 6 месяцев.

Как следует из трудовой книжки, с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. Аваков В.А. работал в должности «…».

Списком от 29.10.2002 г. № «…» в разделе «Наименование учреждении» предусмотрены учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дом милосердия, геронтологический центр и другие.

Как усматривается из материалов дела, Геронтологический центр «Екатеринодар» (действующее наименование центра) ранее имел другие наименования: до 16.12.1994 г. - Краснодарский дом ветеранов труда; с 16.12.1994 г. по 27.06.2003 г. - Геронтологический центр «Екатеринодар»; с 27.06.2003 г. по 29.09.2004 г. - Государственное учреждение Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар»; с 29.09.2004 г. по настоящее время - Государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар».

При этом вид деятельности учреждения за все указанные периоды, в том числе в части, касающейся медицинского обслуживания проживающих, не менялся, что подтверждается следующими документами.

Согласно Положению о Краснодарском доме ветеранов труда, утверждённому решением исполкома Краевого Совета народных депутатов от 16.06.1979 г. № 75 и действовавшему и в период работы истца в учреждении с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г., основными задачами медицинской службы учреждения являлись: организация рационального, в том числе диетического питания проживающих с учётом их возраста и состояния здоровья; уход за престарелыми гражданами и инвалидами, создание благоприятного климата и показанных режимов обслуживания; диспансеризация и лечение престарелых граждан, организация консультативной медицинской помощи, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; обеспечение нуждающихся инвалидов и престарелых слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также немоторными средствами передвижения; организация совместно с органами здравоохранения согласно медицинским показаниям активирующей терапии для престарелых и инвалидов, проведение комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению их личного и социального статуса.

Как следует из Устава Геронтологического центра «Екатеринодар», утверждённого приказом № «…» от «…»г. Департамента по социальной защите населения администрации края и распоряжением № «…» от «…» г. Комитета по управлению государственным имуществом администрации края, основными задачами медицинской службы учреждения являлись: организация рационального, в том числе диетического питания проживающих с учётом их возраста и состояния здоровья; уход за проживающими в соответствии с установленными режимами содержания; медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующих продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; содействие, совместно с органами здравоохранения и социальной защиты населения, в обеспечении нуждающихся зубными протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, немоторными средствами передвижения; психологическая реабилитация и социально-бытовая адаптация инвалидов, привитие им бытовых навыков и формирование социального опыта.

Согласно Уставу Государственного учреждения Краснодарского края «Геронтологический центр «Екатеринодар», согласованному распоряжением Департамента имущественных отношений Краснодарского края № «…» от «…»г. и утверждённому приказом Департамента социальной защиты населения Краснодарского края № «…» от «…» г. и действующего в настоящее время, основными задачами медицинской службы учреждения являются: организация рационального, в том числе диетического питания проживающих с учётом их возраста и состояния здоровья; уход за проживающими в соответствии с установленными режимами содержания; медицинское обслуживание и лечение, проведение медицинской реабилитации и организация консультаций врачей-специалистов, способствующих продлению активного образа жизни, а также госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; содействие, совместно с органами здравоохранения и социальной защиты населения, в обеспечении нуждающихся зубными протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, немоторными средствами передвижения; психологическая реабилитация и социально-бытовая адаптация инвалидов, привитие им бытовых навыков и формирование социального опыта.

В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Сведения о занятии истцом соответствующей врачебной деятельностью по охране здоровья населения подтверждаются записями в его трудовой книжке.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. в должности «…» должен быть включен в специальный стаж Авакова В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По мнению суда, доводы представителя ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования и влиять на специальность и трудовой стаж истца, а также на его право на получение пенсии на льготных условиях, поскольку пенсия на льготных условиях предоставляется в связи с длительным неблагоприятным психологическим, физическим и другим воздействием на организм человека, в период работы в соответствующих профессиях и должностях.

Более того, как указано в п.3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

В соответствии со ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку по состоянию на 01.11.2010 г., то есть на день вынесения решения комиссией, с учетом включения вышеуказанного периода специальный стаж истца составит 30 лет, то пенсия Авакову В.А. должна быть назначена в данном случае с 01.11.2010 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 01.11.2010 г. (протокол № «…» пар. «…»), которым отказано Авакову В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, отменить.

Обязать Комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара включить Авакову В.А. в трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии период его работы с 16.10.1980 г. по 31.08.1982 г. в должности «…».

Обязать Комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара назначить Авакову В.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 01.11.2010 г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий