Дело № 2 –1921/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Скрипка К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кошина М.И. о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.И. Кошину в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»,
УСТАНОВИЛ:
Кошин М.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.И. Кошину в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
В обоснование требований указано, что истец, … года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах». Совместно с супругой Кошиной Л.Н., … года рождения, инвалидом 3 группы они с 13.10.2006 проживают у дочери на площади 11,8 кв. м по ул. …. Ранее они жили в х. Александровский Усть-Лабинского района по ул. …, но в 2006 году в силу преклонного возраста и состояния здоровья, требующего уход и медицинскую помощь, вынуждены были переехать к дочери в Краснодар. На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», заявитель обратился в администрацию МО город Краснодар со всеми необходимыми документами по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Оспариваемым постановлением ему отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что 29.10.2006 г. он совершил действия по отчуждению пригодного для проживания жилого помещения путем продажи домовладения в хуторе Александровском Усть-Лабинского района Краснодарского края. Считает указанное постановление незаконным, нарушающим его права, поскольку земельный участок и расположенный на нем жилой дом по указанному адресу, проживание в котором в силу своих технических характеристик и состояния строения создавали угрозу жизни и здоровью и требовали значительных финансовых вложений и ведения хозяйства, в силу возраста и состояния здоровья требовавшего уход, они с женой продали. Однако денег, полученных от продажи, не хватило даже на комнату в бывшем общежитии. В настоящее время они проживают у дочери. В связи с этим просит суд признать постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 № … «Об отказе М.И.Кошину в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять М.И.Кошина, … года рождения, ветерана Великой Отечественной войны на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по спискам Ветеранов войны и приравненных к ним лицам.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, считает их законными и обоснованными. Пояснил, что намеренно не ухудшал свои жилищные условия, продал дом в связи с ухудшением состояния здоровья и его удаленностью от лечебных учреждений. Просит суд заявление удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Белошапка Н.Н., действующая на основании доверенности, считает оспариваемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене, поскольку заявитель намерено ухудшил свои жилищные условия.
Представитель Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар Дерюжев В.А., действующий на основании доверенности, поддерживает позицию представителя администрации муниципального образования город Краснодар. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено судом, Кошин М.И., … года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии … № …, и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».
Как усматривается из выписки из лицевого счета по состоянию на 18.02.2010 г., истец и его супруга Кошина Л.Н., … года рождения, являющаяся инвалидом 3 группы, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № …, зарегистрированы и проживают в квартире № … по адресу: г. Краснодар, ул. …, общей площадью 64,2 кв.м, жилой – 38,3 кв.м, принадлежащей Кошиной Е.М. и Буряк С.В. по ? доли в праве собственности каждому. Кроме заявителя и его жены, в указанной квартире зарегистрированы Кошина Е.М., Буряк С.В., Буряк Н.С. и Буряк П.С. (л.д. 10-22).
В соответствии с соглашением о порядке пользования квартирой № … по адресу: г. Краснодар, ул. …, заявитель и его жена пользуются жилой комнатой № 5 площадью 11,8 кв.м (л.д.48-49).
Ранее заявитель и его жена проживали в домовладении, расположенном в х. Александровский Усть-Лабинского района по ул. …, которое было отчуждено на основании договора купли-продажи от 29.10.2006 г.(л.д.26-27)
На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», заявитель обратился в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и внесении в отдельный список по категории ветеранов Великой Отечественной Войны (л.д.7-9).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … Коншину М.И. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что заявитель намеренно ухудшил свои жилищные условия путем отчуждения пригодного для проживания жилого помещения (л.д.57).
Заявитель считает, что указанным постановлением нарушены его права, в связи с чем обратился в суд.
Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу удовлетворить заявление Кошина М.И., поскольку постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.И. Кошину в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях» является незаконным и необоснованным, принято без учета всех обстоятельств по делу.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», принятым во исполнение и развитие положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем лиц указанной категории осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
Статьей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано им в судебном порядке.
В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктами 4,5 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 N 4 п.7 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма" установлена норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в размере 10 кв.м и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.
Судом установлено, что по данным филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу Краснодару и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ни заявитель, ни его жена не являются собственниками жилых помещений в городе Краснодаре. Они зарегистрированы и проживают в квартире № … по адресу: г. Краснодар, ул. …, общей площадью 64,2 кв.м, жилой – 38,3 кв.м, принадлежащей Кошиной Е.М. и Буряк С.В. по ? доли в праве собственности каждому, при этом они пользуются жилой комнатой № 5 площадью 11,8 кв.м. Всего в указанной квартире зарегистрировано 6 человек. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 9,88 кв.м. При таких обстоятельствах заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылки администрации МО г. Краснодар на то обстоятельство, что заявитель намерено ухудшил свои жилищные условия, продав домовладение в х. Александровский Усть-Лабинского района по ул. …, судом не приняты во внимание, поскольку заявитель и его жена являются лицами преклонного возраста, их состояние здоровья требует уход и медицинскую помощь. Кроме этого, указанное домовладение было ветхим и не отвечало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд также учитывает, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая отсылает к пункту 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и соответствующих ей подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность в совершенных мной гражданских правоотношениях предполагается.
Данная позиция суда соответствует Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 258-0-0 от 19.04.2007 г.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кошина М.И. удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 11.06.2010 г. № … «Об отказе М.И. Кошину в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Кошина М.И., приняв его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов Великой Отечественной Войны.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.
Судья -
Решение изготовлено 02.03.11 г.