решение по заявлению прокурора г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2011г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Довгой И.В.

с участием прокурора Рязанова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. <адрес> в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара»,

установил:

Прокурор города Краснодара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. им.<адрес>, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара».

В обоснование заявления сослался на то, что земельным законодательством Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Оспариваемым постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по обращению ПГСК-6 для оформления права аренды на земельный участок, расположенный по <адрес>, тогда как на данном земельном участке располагаются подземные гаражи ПГСК-70. На крыше подземных гаражей находится детская спортивная площадка.

Письмо ПГСК-70 от 15.04.2008г., которым выражено согласие на оформление документов для предоставления земельного участка ПГСК-6, подписано председателем без учета мнения членов кооператива. Жители прилегающих домов также возражают против проведения работ по возведению конструкций парковки ПГСК-6.

То есть, земельный участок неправомерно предоставляется в пользование не собственнику объекта недвижимости, а стороннему лицу.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Рязанов А.А. просил удовлетворить заявленное требование.

Представители заинтересованных лиц, администрации муниципального образования город Краснодар Прошкин Б.Б., департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар Бочарова Н.В., действующие на основании доверенностей (л.д.218,241), просили в удовлетворении заявления отказать ввиду того, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Представитель заинтересованного лица ПГСК-70 Шкуратова О.Г., действующая на основании доверенности (л.д.242), согласна с заявленными требованиями. В судебном заседании пояснила, что все боксы ГСК-70 принадлежат членам кооператива на праве собственности. Размещение на крыше указанных гаражей парковки ПГСК-6 приведет к нарушению прав собственников подземных гаражей, находящихся в «ветхом» состоянии, имеющих физический износ ребристой плиты покрытия бокса – 51-80%, и возможному их разрушению. Кроме того, ПГСК-70 является владельцем спорного земельного участка более 30 лет и имеет исключительное право на приватизацию данного участка, а жильцы прилегающих домов не согласны с заменой детской и спортивной площадок на крыше ПГСК-70 на автомобильную парковку ПГСК-6.

Представители заинтересованного лица ПГСК-6 Лобода К.О., Вишневский Д.П., действующие на основании доверенностей (л.д.219,243), возражали против удовлетворения заявления. В судебном заседании пояснили, что ПГСК-6 является арендатором земельного участка по <адрес>, в г.Краснодаре, который не относится ко внутридомовой территории жилых домов № 149,153,155,157,159. ПГСК-70 не является ни пользователем, ни законным владельцем данного земельного участка, на котором никогда не располагались детская и спортивная площадки. Предполагаемое размещение ПГСК-6 крытой парковки на указанном земельном участке не может привести к нарушению чьих-либо прав.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254, ст.255 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение органа местного самоуправления, если заявитель считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.

Доказательств того, что оспариваемым постановлением нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, суду не представлено и судом в ходе судебного разбирательства не установлено.

Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

По обращению лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч.ч.2,4 ст.34 ЗК РФ).

При этом заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008г. №2201 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» утвержден «Порядок подготовки и согласования проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (для размещения объектов движимого имущества)» (приложение №4) и «Порядок подготовки и согласования проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» (приложение N 6).

В соответствии с п.8 Порядка (приложение №4), подготовка постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, его согласование, выдача на руки заявителю осуществляются в порядке, определенном приложением N 6 к постановлению главы муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008г. №2201.

Согласно п.11 Порядка (приложение №6) заключение о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории дает департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.

Согласно п.7 Порядка (приложение №4), в случае, если в отношении земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", заявителем за свой счет изготавливается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории осуществляется на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного между заявителем и кадастровым инженером, обладающим на 1.03.2008г. правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

Образуемые в результате работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

На основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, департамент архитектуры и градостроительства в течение 5 рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или направляет заявителю мотивированный отказ.

Таким образом, закон допускает принятие решения об отказе в размещении объекта.

Конкретные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории законом не определены, однако такой отказ должен быть законным и обоснованным.

Так, может быть отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в случаях, перечисленных в ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в случае не представления заявителем документов, определенных Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 01.08.2008г. №2201.

В данном случае при принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка оснований для отказа не имелось.

Как установлено в судебном заседании, на основании обращения ПГСК-6 изготовлена и утверждена Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852 схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося по <адрес>, в г.Краснодаре.

Как следует из объяснений представителей администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, подтверждающихся материалами дела, схема расположения земельного участка изготовлена организацией, имеющей соответствующую лицензию, и утверждена, поскольку законных оснований для отказа в утверждении не имелось. Данный земельный участок никому не принадлежит на каком-либо праве. Капитальных строений, принадлежащих кому-либо, на земельном участке не имеется. К случаям, перечисленным в ст.28 ЗК РФ, ст.27 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ, данный не относится. Все необходимые для утверждения схемы документы были представлены.

Доказательств обратного, в том числе того, что схема расположения земельного участка утверждена в границах ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, суду не представлено.

По утверждению заявителя, на вновь сформированном земельном участке уже находятся гаражные боксы ПГСК-70. Однако, как установлено в судебном заседании, эти объекты являются подземными гаражами.

Достоверных доказательств того, что ПГСК -70 или его членам ранее данный земельный участок уже был предоставлен в установленном законом порядке, суду не представлено.

Доводы заявителя о том, что на указанном земельном участке расположены детская и спортивная площадка, которые ПГСК-6 имеет намерение демонтировать, не подтверждены достоверными доказательствами.

Напротив, в судебном заседании представителем ПГСК-6 представлены фотографии земельного участка, схема расположения которого утверждена оспариваемым постановлением, что подтвердил представитель ПГСК-70, свидетельствующие о том, что на данном земельном участке отсутствуют какие-либо строения, сооружения.

Кроме того, оспариваемое постановление само по себе не является решением о предоставлении земельного участка ПГСК 6.

Вместе с тем, оспаривая постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. им.Тургенева, 153/2, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара», заявитель не оспаривает постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 12.05.2010г. №3050 «О предоставлении ГСК №6 земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара», на основании которого земельный участок по ул. <адрес> в г.Краснодаре уже предоставлен ПГСК 6 на праве аренды.

Принимая решение, суд учитывает доводы представителя ПГСК 70 о том, что оспариваемым постановлением члены ПГСК 70 лишены возможности обратиться с заявлением о предоставлении им спорного земельного участка для эксплуатации гаражей в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Однако, поскольку данные гаражи являются подземными, расположены ниже земной поверхности, при оформлении разрешительных документов для эксплуатации подземных гаражей необходимо руководствоваться законодательством о недрах.

Утверждение представителя ПГСК 70 о том, что подземные гаражи находятся в ветхом состоянии, и в результате возведения ПГСК 6 забора по периметру земельного участка, указанного в Постановлении администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852, в плитах перекрытия подземного гаражного бокса № 23 появились трещины, не может служить основанием для удовлетворения заявления по следующим причинам.

Данное утверждение не подтверждено надлежащими доказательствами. О назначении судебной экспертизы для установления данного факта ни заявитель, ни представитель ПГСК 70 не ходатайствовали.

К представленному акту экспертизы №748 от 29.12.2010г., выполненному НЭОО «наименование организации» на основании обращения в частном порядке Васильченко Ю.К., суд относится критически.

О предполагаемом исследовании лица, участвующие в деле, не извещались, при проведении – не присутствовали.

Само заключение не отвечает требованиям обоснованности и объективности.

В исследовательской части заключения отсутствует описание процесса непосредственно исследования и его результатов, научное объяснение установленных фактов, подробное описание методов и технических приемов, использованных при исследовании фактических обстоятельств.

Как следует из текста заключения, исследования экспертом проведены методом сравнения представленной технической и правовой документации с результатами визуального осмотра, натурных и инструментальных измерений. При этом проектная, техническая документация на гаражный бокс в заключении отсутствует, а при проведении исследования экспертом применены лишь рулетка и фотоаппарат.

Каким образом произведены инструментальные измерения, количественная оценка, определен физический износ – не указано.

Несмотря на то, что осмотр помещения производился однократно, 6.12.2010г., эксперт делает вывод об увеличении трещин и прогибов во времени. В связи с чем им сделан такой вывод, как и вывод о наличии причинно-следственной связи между возведением металлического забора и появлением трещин не указано.

Кроме того, сам вывод эксперта касается лишь нарушения защитного слоя плиты покрытия гаражного бокса (что именно имеет ввиду – эксперт не объясняет), но не разрушения плит перекрытия, на что указывает представитель ПГСК 70.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит не доказанным факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым ненормативным актом. Следовательно, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2010г. № 852 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по ул. им.<адрес> в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара» отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение десяти дней со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи кассационной жалобы.

Федеральный судья

Составлено: 04.02.2010г.